В 2014 году 12-летняя Лейла Гатагажева переехала вместе с матерью из Ингушетии в Сирию. По информации издания «Кавказ.Реалии», когда Лейле исполнилось 13 лет, ее насильно выдали замуж. Мужа Лейлы убили в 2017 году, она осталась одна с двумя детьми и парализованной свекровью. Вскоре после смерти мужа 16-летняя Лейла сдалась властям в соседнем Ираке, чтобы попросить помощи. И как несовершеннолетняя, получила пять лет лишения свободы. Дети жили с ней в заключении. В 2019 году бабушке Лейлы удалось включить правнуков в список репатриированных из зон Сирии и Ирака детей и вернуть домой.
В том же 2019 году, когда Лейла Гатагажева отбывала наказание в иракской тюрьме, против нее в России возбудили уголовное дело. Ее обвинили в участии в террористической организации. По версии следствия, в 2016 году 15-летняя Гатагажева примкнула в Сирии к подразделению ИГИЛ. Там она якобы выполняла хозяйственные функции, ухаживала за боевиками и оказывала им финансовую помощь. Лейле Гатагажевой заочно избрали меру пресечения в виде заключения под стражу и в 2020 году объявили в розыск. В 2022 году в ее отношении возбудили ещё одно уголовное дело за участие в вооруженном формировании.
Лейла Гатагажева отбыла срок и затем почти год провела в иракской тюрьме в ожидании экстрадиции в Россию, где ее поместили в СИЗО. Затем отправили под домашний арест и снова в СИЗО. В мае 2024 года суд в третий раз отправил Лейлу Гатагажеву под домашний арест. Каждый раз при продлении меры пресечения следствие просит оставить девушку под стражей, опасаясь, что Гатагажева может скрыться и оказать давление на свидетелей.
Адвокаты считают, что у следствия нет никаких доказательств по предъявленным обвинениям, а значит, нет и оснований держать Лейлу Гатагажеву под стражей.
Поделиться в социальных сетях