Правозащитники направили обращение об «иноагентском» законе в Комитет министров Совета Европы

19 ФЕВР. 2024

Preview Image

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

6 февраля юристы ЦЗПЧ «Мемориал» совместно с ОВД-Инфо,  Исследовательским центром «СОВА», правозащитной организацией «Гражданский контроль», Фондом «Общественный Вердикт» и другими направили обращение в Комитет министров Совета Европы. В нем представители российских НКО проинформировали о статусе исполнения решения ЕСПЧ по делу «Экозащита и другие против России», рассказали о применении законодательства об «иностранных агентах» и сформулировали рекомендации. Приводим краткий пересказ обращения.

«Экозащита и другие против России»

В июне 2022 года в деле «Экозащита и другие против России» ЕСПЧ признал, что законодательство об «иностранных агентах» не соответствует требованиям Европейской конвенции по правам человека. Понятия «политическая деятельность» и «иностранное финансирование» недостаточно предсказуемы и не имеют необходимых гарантий от злоупотреблений. Таким образом, суд указал, что ПЦ «Мемориал» и другие организации-заявители признали «иностранными агентами» на основании дефектных положений закона.

Кроме того, ЕСПЧ подчеркнул, что государство штрафовало организации-«иностранные агенты» на большие суммы за формальные нарушения, в том числе из-за маркировки. Ликвидация за такие же нарушения — это значительно более строгое наказание, которое не соответствуюет требованию необходимости в демократическом обществе. 

Суд постановил, что статус «иноагента» присвоили организациям-заявителям необоснованно и предвзято — это оказало сильное сдерживающее и стигматизирующее воздействие на их деятельность. Организации и их руководители стали мишенью для новых проверок, требований и ограничений. Власти также ввели очень высокие штрафы и уголовную ответственность за нарушение закона об иностранных агентах, что было несоразмерно преследуемой цели.

Виолетта Фицнер:

юристка Центра «Мемориал»

В нашем обращении мы хотели показать, что с момента вынесения ЕСПЧ постановления по «Экозащите», ситуация в России значительно ухудшилась. Законодательство об иностранных агентах еще больше расширилось: теперь иноагентом можно признать действительно кого угодно и что угодно. Получается, вместо исполнения постановления и отмены закона об иноагентах, власти сделали шаг назад в сторону усиления репрессий. 


Несмотря на то, что в 2022 году Россия была исключена из Совета Европы, обязательство властей исполнить все постановления ЕСПЧ никуда не делось.

Мы считаем важным продолжать взаимодействие с Советом Европы, предоставлять  актуальную информацию о ситуации в России с правами человека и о статусе исполнения постановлений ЕСПЧ. Придет время, наступит «Прекрасная Россия Будущего», которая должна будет исполнить это постановление и отменить закон об иностранных агентах, и наши сформулированные рекомендации в этом помогут.

Текущая ситуация с исполнением решения по делу

Россия не выплатила компенсации организациям-заявителям. После принятия решения по «делу Экозащиты» российские власти не отменили их статус «иноагентов». Некоторые организации исключили из реестра в связи с их ликвидацией. Дополнительные ограничения не отменили, а, наоборот, расширили. Так, ликвидацию Международного Мемориала и Правозащитного центра «Мемориал» не только оставили в силе, но и продолжили преследовать эти организации и их членов.

Юристы в обращении рассказали о том, как российские суды поддерживали ликвидацию и отклоняли жалобы о процессуальных нарушениях, об обысках в офисах «Мемориалов» и в домах сотрудников, конфискации зданий и денег со счетов организаций, а также о преследовании Олега Орлова и Бахрома Хамроева. Заявители отметили, что 2 февраля 2024 года четверых человек, связанных с «Мемориалом», включая сопредседателя ЦЗПЧ Олега Орлова, признали иностранными агентами. Одной из причин включения Орлова в список, как отметили в Министерстве юстиции, была связь с «Мемориалом».

Новые поправки 

Последние изменения российского законодательства об «иностранных агентах» показали, что правительство не только не исполняет решения ЕСПЧ, но и продолжает расширять законодательство, усиливать неопределенность норм и репрессивность.

14 июля 2022 года принят закон «О контроле над деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он заменил предыдущие нормы об «иностранных агентах» и предусматривает единый список «иноагентов», общие ограничения их деятельности, требования и запреты.

Для признания «иностранным агентом» больше не требуется получать иностранное финансирование. Любые виды помощи, сотрудничества или «влияния» со стороны иностранных субъектов могут привести к такому статусу. Таким образом, основания для признания «иностранным агентом» стали более широкими и неопределенными. В то же время определение «политической деятельности» остается широким и не обязательно связано с борьбой за власть. Оно по-прежнему включает в себя вопросы защиты закона и прав человека, а также попытки повлиять на законы и решения государства.

Согласно действующему законодательству, все организации и физические лица, признанные «иноагентами», сталкиваются с множеством ограничений, связанных с их деятельностью. Им запрещается:

  • участвовать в работе государственных экспертных органов и независимых комиссий по контролю за соблюдением прав человека в тюрьмах;
  • участвовать в избирательной деятельности в различных формах;
  • организовывать или финансировать публичные мероприятия;
  • представлять в государственные органы экспертное заключение о соответствии законов государства антикоррупционным стандартам;
  • участвовать в государственной гражданской или экологической экспертизе;
  • работать в государственных органах образования;
  • производить информационную продукцию  для несовершеннолетних;
  •  получать финансовую помощь от государственных органов;
  • использовать режим льготного налогообложения.

За неисполнение законодательства по-прежнему применяют жесткие санкции, в том числе уголовные. Кроме того, они по-прежнему несут строгие обязательства по маркировке, отчетности и аудиту.

Новый закон также вводит понятие физических лиц, аффилированных с «иностранными агентами», и реестр таких лиц. Эта норма касается членов организаций-«иноагентов» и тех, кто получает от них финансовую помощь. Хотя в настоящее время эти лица не сталкиваются с ограничениями, такой реестр может негативно повлиять на их права в будущем и на их желание сотрудничать с «иностранными агентами». Согласно отчету Министерства юстиции, по состоянию на 31 декабря 2022 года в реестре лиц, аффилированных с «иноагентами», числится 861 человек. Этот реестр закрыт для общественности.

Действующее законодательство об «иностранных агентах» само по себе создает крайне недемократическую и репрессивную атмосферу для граждан и организаций в России. Ситуацию усугубляют и другие репрессивное законы, в том числе, о «дискредитации» вооруженных сил или о «военных фейках», антиэкстремистское законодательство, ограничения публичных собраний, закон о неисполнении решений ЕСПЧ и запрет «Международного движения ЛГБТ». Это негативно влияет на осуществление прав на свободу собраний, объединений и выражения мнений в России.

Последствия для юридических лиц

В России ситуация с законом об «иноагентах» не улучшилась с момента вынесения решения по делу «Экозащиты». Поправки в законодательство ухудшили его применение, расширили сферу действия закона на новых участников и сделали его более непредсказуемым, создав новые риски и ограничения.

Продолжается ликвидация «иностранных агентов», растет количество штрафов, продолжаются судебные преследования. Общественное восприятие «иностранных агентов» только ухудшается, что мешает им выполнять свою работу или приводит к их закрытию. Юристы отметили, что ситуация не изменится до тех пор, пока не изменятся  законодательство и судебная практика.

По состоянию на 6 февраля 2024 года, в реестр «иностранных агентов» включены 763 юридических лиц, физических лиц и объединений без образования юрлица. По меньшей мере 147 юрлиц, получивших статус «иноагента», ликвидировали или они находятся в процессе ликвидации.

Согласно данным ОВД-Инфо, не менее 94 организаций ликвидировали именно в связи с наличием у них статуса. Среди них 24 принудительно ликвидировали по решению суда. Другие были вынуждены ликвидироваться сами из-за обременительного характера статуса «иностранного агента». Для некоторых организаций этот статус оказался дискредитирующим ярлыком, с которым они не хотели мириться. Кроме того, некоторые общественные объединения работали без образования юридического лица, а СМИ прекратили свою деятельность из-за статуса. Среди них — экологическое движение «42», проект «Адвокатская улица», «Совет матерей и жен», «Кедр.медиа» и бизнес-медиа «VTimes».

Еще одно важное последствие законодательства об «иностранных агентах» —- значительные штрафы. Например, Международный Мемориал и ПЦ «Мемориал» заплатили около 6,5 миллионов рублей за несоблюдение закона об «иноагентах». Штрафы, наложенные на «Радио Свобода» с 2021 года за отсутствие маркировки, составляют 988,5 миллиона рублей. При этом в отношении организации составили более тысячи протоколов об административном правонарушении.

Также известно, что по требованию налогового органа в отношении «Радио Свобода» инициировали процедуру банкротства. Согласно отчету Минюста, только в 2022 году Роскомнадзор возбудил 156 дел в отношении «иноагентов» — как физических, так и юридических лиц, — а суды наложили штрафы на общую сумму 228,6 миллиона рублей .

Помимо санкций и запретов, статус «иностранного агента» создает дополнительные проблемы в связи с укрепляющейся в обществе негативной коннотацией этого термина. Опросы показывают, что отношение российского населения к «иностранным агентам» с течением времени становится все более отрицательным.

По сравнению с 2021 годом, в 2023 году наблюдается снижение общественной поддержки (в том числе финансовой) организаций-«иноагентов» и доверия к ним. Об этом свидетельствуют данные исследований Фонда «Нужна помощь» и Tiburon Research. «Иностранные агенты» сталкиваются с существенным снижением своего краудфандингового потенциала, с ними отказываются сотрудничать или даже просто их упоминать (особенно это касается частных компаний и лидеров общественного мнения).Статус «иностранного агента» мешает распространять информацию и расширять аудиторию «иноагентов», поскольку многие попросту боятся цитировать или публиковать их контент из-за риска самим попасть в реестр. Усилия и действия «иностранных агентов» в интересах общества часто воспринимают враждебно из-за негативной коннотации термина — как «шпиона» и врага государства. Это, в свою очередь, снижает эффективность правозащитной деятельности «иноагентов», мешает продвигать правозащитные ценности, а также усложняет их взаимодействие с государственными органами.

Некоторые последствия для физических лиц

В обращении юристы рассказывают о четырех уголовных делах о якобы  уклонении от исполнения обязательств, возложенных законодательством об «иностранных агентах».

Первое из них возбудили еще в июне 2016 года против Валентины Череватенко. По версии следствия, она зарегистрировала фонд «Женщины Дона» с целью избежать исполнения закона об «иностранных агентах» и «умышленно» не подала заявление о включении в реестр. Однако в 2017 году дело прекратили за отсутствием состава преступления.

В 2023 году, после ужесточения законодательства об «иноагентах», появилась информация об уголовных делах в отношении активистов «Голоса» Артема Важенкова и Владимира Жилинского по статье о неоднократном нарушении порядка деятельности «иностранного агента» (ч. 2 ст. 330.1 УК).

Еще одно дело по части 3 статьи 330.1 УК возбудили против редактора татаро-башкирской службы «Радио Свобода» Алсу Курмашевой. Ее обвиняют в сборе информации о мобилизованных в российскую армию преподавателях татарстанского вуза, которую иностранные источники могли использовать против безопасности России, а также в непредставлении документов в Минюст для включения в реестр «иностранных агентов». 

Кроме того, по данным «Медиазоны», 57 «иноагентов» находятся буквально в шаге от уголовного преследования.

Юристы отмечают, что российская практика постепенно распространяется на другие государства, включая европейские, где появляются законы, призванные ограничить иностранное финансирование. В своем решении по делу «Экозащиты» ЕСПЧ сослался на подобные законы в США и Израиле, а также на венгерский закон, который, однако, впоследствии отменили.

В марте 2023 года в парламент Грузии внесли законопроект об «иноагентах» с формулировками, аналогичными российскому закону. Несмотря на то, что этот законопроект отклонили из-за массового сопротивления грузинского общества, мы видим тревожную тенденцию распространения токсичных российских практик по всей Европе.

Выводы и рекомендации

Российская Федерация не приняла мер, предписанных в решении по делу ЕСПЧ «Экозащита и другие против России». Организации-заявители продолжают числиться в списке «иностранных агентов». Их по-прежнему подвергают существенным ограничениям и социальной стигматизации, что негативно влияет на их текущую деятельность. Ликвидированным организациям, в том числе в связи со статусом «иноагента», запрещается осуществлять свою деятельность. Кроме того, практика применения закона об «иностранных агентах» продолжает расширяться, а число «иноагентов» расти, что усиливает репрессии против гражданского общества.

Индивидуальные меры. Авторы обращения рекомендуют Комитету министров указать правительству России на необходимость:

  • выплатить справедливую компенсацию всем организациям-заявителям, указанным в решении;
  • отменить ликвидацию Международного Мемориала и Правозащитного Центра «Мемориал» и возместить убытки и иные негативные последствия, возникшие в результате ликвидации, в том числе вернуть конфискованное властями имущество;
  • исключить из реестра «иностранных агентов» все организации-заявители, которые все еще включены в него, и отменить все штрафы и другие меры наказания.

Меры общего характера 

Авторы обращения просят Комитет министров продолжить ежегодное рассмотрение дела в расширенном порядке и указать России на необходимость:

  • отменить все законы об «иностранных агентах»;
  • отменить статус «иностранного агента»;
  • воздерживаться от дискриминации организаций и физических лиц, получающих иностранное финансирование или сотрудничающих с иностранными организациями;
  • пересмотреть и отменить все решения о ликвидации и других мерах наказания в отношении организаций и физических лиц, принятых в соответствии с законодательством об «иностранных агентах»;
  • устранить дискриминацию и репрессии в отношении организаций и лиц, выступающих в защиту гражданских и политических прав или по другим чувствительным для властей РФ вопросам.

Также юристы попросили Комитет министров:

  • передать информацию по этомуделу в Комитет ООН по правам человека, Специальному докладчику ООН по правам человека в России, Специальному докладчику ООН по вопросу о положении правозащитников, Специальному докладчику ООН по вопросу о свободе мирных собраний и ассоциаций и другим соответствующим правозащитным органам ООН, и сотрудничать с ними в целях исполнения этого решения;
  • осудить проникновение концепции и идей закона об «иностранных агентах» в другие государства-члены и принять необходимые меры для предотвращения их дальнейшего распространения.

Поделиться в социальных сетях