06 НОЯБ. 2024
Спецдокладчица ООН рассказала о пытках в России
06 НОЯБ. 2024
Мариана Кацарова. Фото: ООН
Мариана Кацарова, специальная докладчица ООН по вопросу прав человека в России, представила Генеральной Ассамблее свой первый тематический доклад «Пытки в Российской Федерации: инструмент репрессий внутри страны и агрессии за рубежом».
Оглавление
Пытки и жестокое обращение, согласно тексту доклада, широко распространены в России и совершаются безнаказанно и систематически уже больше 30 лет. Но с февраля 2022 года их стали применять более широко в качестве инструмента репрессий внутри страны и агрессии за рубежом. Несовершенство российского законодательства не позволяет эффективно бороться с пытками и жестоким обращением и привлекать виновных к ответственности. Это способствует «нормализации» безнаказанности в обществе и «узакониванию» культуры насилия.
Государство не только не защищает своих граждан, но и активно применяет пытки для получения признаний, наказания несогласных и контроля над обществом.
Мариана Кацарова
Спецдокладчица ООН по вопросу прав человека в России
«С начала полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года пытки стали инструментом систематического преследования. Государство использует этот инструмент для контроля общества и подавления инакомыслия, а также для посягательства на основы прав человека и пространство для гражданской деятельности в России».
Реальные масштабы пыток неизвестны, поскольку на жертв пыток оказывают давление, чтобы они отказывались от своих жалоб. Тем не менее, Мариана Кацарова собрала множество примеров, которые свидетельствуют о применении пыток в России и о неэффективной реакции российских властей на жалобы.
Мы публикуем основные положения доклада с некоторыми примерами, которые приводит спецдокладчица ООН.
Несовершенство законодательства
В российском законодательстве нет отдельной статьи, которая предусматривала бы уголовную ответственность за пытки. Даже если дела о пытках и жестоком обращении доходят до судов, они назначают наказания, несоизмеримые с тяжестью преступления — штрафы или условные сроки.
302 статья УК запрещает использование угроз, силы или других методов принуждения, чтобы заставить кого-либо дать показания во время расследования или судебного разбирательства. Однако на практике суды считают принудительные признания допустимыми доказательствами, особенно если речь идет о контртеррористических операциях или антивоенных делах. В 2023 году было зарегистрировано не менее 22 таких случаев.
Артема Камардина арестовали в сентябре 2022 года. На судебном заседании на его лице были следы травм, а на одежде — пятна крови. Камардин рассказал суду, что полицейские пытали его, заставляя извиниться на видео за свои антивоенные стихи. Следователь отрицал правонарушения, а судья отказался назначить расследование.
Мариана Кацарова:
«Суды регулярно игнорируют обоснованные сообщения о пытках, становясь на сторону преступников, а не на сторону правосудия. В результате такой бесконтрольной безнаказанности пытки стали нормой в российском обществе, где насилие воспринимается как вполне допустимое и даже поощряется. Так было после московского теракта в марте 2024 года, когда по государственному телевидению показали пытки подозреваемых».
Правозащитники проанализировали 267 случаев пыток и жестокого обращения за период с 2000 по 2023 год. Только в 21% случаев власти возбудили уголовные дела — в основном, когда жертва сильно пострадала или умерла.
Сообщение о пытках — всегда большой риск. В России нет механизмов защиты жертв и свидетелей.
Полицейские попросили Марину Рузаеву помочь установить личность человека, которого подозревали в совершении преступления. Но когда она пришла в полицейский участок, ее избили, подвергли ударам током и допрашивали в течение нескольких часов. Рузаева подала жалобу, и трое полицейских были осуждены. Однако в течение пяти лет, которые потребовались для возбуждения дела, Рузаева и ее семья сталкивались с угрозами и в результате были вынуждены переехать.
Где пытают
Места содержания под стражей
Пытки и другие нарушения прав человека широко распространены в местах содержания под стражей, в том числе в полицейских участках, следственных изоляторах, пенитенциарных учреждениях, центрах временного содержания мигрантов, медицинских учреждениях и на военных базах, которые находятся в ведении ряда федеральных министерств и служб.
В октябре 2021 года российская правозащитная группа Gulagu.net сообщила, что получила более 40 Гб видеозаписей, на которых запечатлены избиения, пытки и изнасилования заключенных в тюремной больнице Саратовской области. На видео заключенных насильно удерживают, бьют и насилуют их сокамерники, а тюремные служащие наблюдают за происходящим.
Ужасающие условия содержания в российских тюрьмах и жестокое обращение с заключенными рассчитаны на то, чтобы причинить максимальные страдания и унижения. Это нередко приводит к гибели людей в местах лишения свободы. Пытки, которые применяют в тюрьме, настолько распространены, что многие из них получили названия. Например:
- «ласточка» или «конвертик»: жертву на длительное время подвешивают к потолку за конечности, связанные за спиной;
- «слоник»: на голову жертвы надевают противогаз или пластиковый мешок, и многократно перекрывают воздушный клапан;
- «пресс-хаты»: жертву сажают в специальные камеры для пыток, где других заключенных заставляют ее пытать.
Кроме того, российская пенитенциарная система использует такие виды пыток как длительное одиночное заключение, лишение сна и еды. А также — сексуализированное насилие.
После массового бунта и пожара, которые произошли в апреле 2020 года в исправительной колонии № 15 в Ангарске, несколько сотен заключенных из колонии, многие из которых были в нижнем белье или полностью обнаженными, перевели в другие тюрьмы. Там они подвергались пыткам, в том числе сексуализированному насилию, которое совершали другие заключенные по принуждению администрации. Целью пыток были показания, которые подтвердили бы официальную версию причин бунта и пожара.
Пытки применяют не только к уже осужденным людям, но и на стадии следствия, в том числе по административным делам. Произвольные аресты и задержания мирных демонстрантов в 2023 и 2024 годах сопровождали непропорциональное и чрезмерное применение силы со стороны полиции, а также пытки и жестокое обращение в полицейских участках.
Дима Давлеткильдина, находившегося в предварительном заключении за участие в акции протеста, жестоко избили, сломав ему позвоночник.
Административный арест часто становится началом так называемой «карусели»: серии произвольных задержаний до тех пор, пока против жертвы не выдвинут сфабрикованное уголовное обвинение.
Антивоенный активист Анатолий Березиков умер во время административного задержания в 2023 году после того, как его пытали с целью получить «признание». Его адвокат Ирина Гак была вынуждена бежать из страны вместе с семьей, так как ее жизнь оказалась в опасности — у нее были фотографии, доказывающие, что Березиков подвергался пыткам.
Карательная психиатрия
Карательная психиатрия — это злоупотребление психиатрическими диагнозами и методами лечения для наказания, контроля или подавления воли людей по причинам, не связанным с психическим здоровьем. Этот инструмент власти используют против активистов, журналистов, лиц, критикующих правительство, и людей с антивоенной позицией.
Во время судебного процесса по делу правозащитника Олега Орлова ему рекомендовали пройти психиатрическую экспертизу — якобы в связи с его невменяемостью, о которой свидетельствуют его убеждения: «обостренное чувство справедливости, отсутствие инстинкта самосохранения, позерство перед гражданами».
Помещение в психиатрические отделения — один из видов наказания заключенных за жалобы на условия содержания. В этих отделениях совершают физическое, в том числе сексуализированное насилие, принудительно вводят большие дозы лекарств.
Романа Михайлова в 2020 году поместили в психиатрическое отделение больницы за то, что он обвинил руководство ФСИН в коррупции. Михайлова держали привязанным к кровати 71 день. Он все это время не мог встать даже для удовлетворения базовых потребностей, таких как посещение туалета или прием пищи, и умер из-за сепсиса.
Кого пытают
Политические заключенные
Пытки используют как метод наказания и запугивания политических заключенных и антивоенных активистов. Спецдокладчица приводит в пример погибшего Алексея Навального, Владимира Кара-Мурзу, Алексея Горинова. Сейчас по меньшей мере 127 политических заключенных страдают от болезней и не имеют доступа к надлежащей медицинской помощи — это тоже вид пытки.
Отдельную главу спецдокладчица посвятила нарушениям прав человека в Чечне: государственные органы санкционируют акты насилия, содержание людей в неофициальных местах заключения без связи с внешним миром, насильственные исчезновения, пытки и убийства в полиции. Репрессивные меры применяют и в отношении членов семей тех, кто критикует режим Кадырова.
Мобилизованные
С начала частичной мобилизации в сентябре 2022 года командиры российской армии применяют пытки и жестокое обращение к сознательным отказчикам, мобилизованным мужчинам и рядовым военнослужащим, которые отказываются воевать против Украины. Вблизи линии фронта существует не менее 15 неофициальных мест заключения, где сотни людей содержат под стражей и подвергают пыткам.
Когда Владимир Фролов, учитель музыки и инвалид, отказался участвовать в боевых действиях, его поместили в заброшенную угольную шахту, избили, угрожали убить и отрезать пальцы. После ранения он попал в госпиталь, но его похитили армейские командиры и снова отправили воевать, несмотря на то, что он был на костылях и не мог наступать на раненую ногу. Армейские офицеры сказали Фролову, что его будут использовать как «пушечное мясо». 15 апреля 2024 года семья узнала о его смерти.
Коренные народы и представители этнических меньшинств непропорционально часто становятся объектами мобилизации и подвергаются пыткам и жестокому обращению в случае отказа.
Геннадий и Семен Кискоровы — два брата, представители тюркоязычного народа шорцы, численность которого по всей России составляет всего 13 тысяч человек. Их избили за отказ вернуться на передовую после выздоровления от ранения. Первого привязали к дереву на ночь и на два дня лишили еды и воды.
Женщины и девочки
В Российской Федерации нет специального закона, который бы предусматривал уголовную ответственность за гендерное насилие, и нет средств правовой защиты для женщин и девочек. В 2017 году побои, нанесенные членам семьи впервые и без отягчающих обстоятельств, декриминализировали и перевели в разряд административных правонарушений. Это свидетельствует о том, что правительство нормализует насилие как часть «традиционных ценностей».
После того, как в июне 2023 года власти приняли закон, который позволяет обвиняемым или осужденным преступникам освобождаться от уголовной ответственности, если они вступают в ряды российской армии, насилие все чаще остается безнаказанным.
Ивана Россомахина, приговоренного к 14 годам лишения свободы за убийство в 2020 году, освободили после того, как он присоединился к ЧВК «Вагнер» в войне против Украины. Вернувшись в свою деревню, он изнасиловал и убил 85-летнюю женщину, в результате чего получил новый 23-летний срок. Всего через восемь дней, в августе 2024 года, его освободили — он снова согласился отправиться на войну.
Спецдокладчица отметила, что отдельная проблема — насилие в отношении женщин и девочек на Северном Кавказе. Беспокойство вызывают «убийства чести», когда женщин убивают родственники-мужчины, чтобы восстановить честь семьи. С 2008 по 2017 год в 39 случаях, о которых сообщили правозащитные организации, преступники получили мягкие приговоры или были оправданы на основании якобы «аморального» поведения жертвы.
Также на Северном Кавказе, в основном в Дагестане, практикуют калечащие операции на женских половых органах. Некоторые коммерческие медицинские клиники в Ингушетии и Москве открыто предлагают эти процедуры, не опасаясь последствий.
ЛГБТ+
Ответственность российских властей за пресечение и предотвращение пыток распространяется не только на государственные учреждения, но также на любые частные заведения, где людей лишают свободы. К таким объектам относятся «реабилитационные центры» с так называемой «конверсионной терапией».
Аду Блейквелл, 23-летнюю трансгендерную небинарную личность, держали в одном из «реабилитационных центров» девять месяцев, избивали, бросали в близлежащую реку. Аде вводили нейролептические препараты, предназначенные для людей с психическими заболеваниями.
В Чечне полиция и силы безопасности похищают, шантажируют и пытают мужчин из числа ЛГБТ+. Методы пыток включают удары током, избиение металлическими трубами и дубинками, имитацию утопления, а также сексуализированное насилие.
Мариана Кацарова:
«В Чечне ЛГБТ сталкиваются с крайними проявлениями насилия, включая насильственные исчезновения и санкционированные государством пытки в секретных тюрьмах. После освобождения их родственникам предлагают расправиться с ними без каких-либо последствий для себя, чтобы „смыть позор“ с семьи. Эта практика свидетельствует о том, что российские власти пренебрегают международными стандартами в области прав человека и нарушают их».
Иностранцы, мигранты и лица, ищущие убежища
Полицейские совершают налеты на места жительства и работы мигрантов, а также мечети. Людей часами и даже днями держат в переполненных полицейских автобусах или полицейских участках без доступа к воде, еде и туалетам. Мигрантов принуждают подписывать контракты для участия в войне.
Украинцы
С 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, власти задерживали украинцев, насильственно переводили в места содержания под стражей на оккупированных территориях или депортировали в российские тюрьмы. По состоянию на 2 августа 2024 года известно о произвольном задержании по меньшей мере 1672 гражданских лиц, в том числе лидеров общественного мнения, блогеров, журналистов, активистов, учителей, сотрудников местных администраций, добровольцев, оказывающих гуманитарную помощь, медицинских работников и пенсионеров. В ходе обмена военнопленными в Украину вернули примерно 3665 украинских солдат и 164 гражданских лиц. После возвращения они сообщили о пытках, жестоком обращении, сексуализированном насилии и злоупотреблениях со стороны российских властей.
Викторию Андрушу, 26-летнюю украинскую учительницу математики, держали без связи с внешним миром в течение шести месяцев. Ее неоднократно пытали, в том числе электрическим током, избивали, угрожали изнасилованием, чтобы добиться признания в помощи украинской армии.
Рекомендации спецдокладчицы
Среди рекомендаций Марианы Кацаровой для России:
- обеспечить спецдокладчице беспрепятственный доступ в страну и конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, а также доступ во все места лишения свободы в России;
- ввести уголовную ответственность за пытки в качестве отдельного преступления и за преступления, связанные с другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения, а также следить за тем, чтобы наказание было соразмерно тяжести преступления;
- обеспечивать эффективное соблюдение абсолютного запрета на применение пыток в вооруженных силах России;
- ликвидировать практику использования признаний, сделанных по принуждению;
- обеспечить право предполагаемых жертв пыток и жестокого обращения на подачу жалоб, правовую и физическую защиту и быстрое, эффективное и беспристрастное рассмотрение их дел;
- гарантировать оказание медицинской помощи во всех местах лишения свободы;
- прекратить практику длительного одиночного заключения (особенно в изоляторах, таких как ШИЗО и ПКТ);
- создать единые базы данных о местонахождении всех лиц, содержащихся в пенитенциарной системе, и обеспечивать надежный доступ к ним адвокатов, родственников, членов общественных наблюдательных комиссий, членов общественных советов при территориальных органах ФСИН и МВД;
- положить конец пыткам и жестокому обращению лиц, которые отказываются от военной службы по соображениям совести, в том числе в контексте мобилизации для участия в войне на Украине;
- безоговорочно осудить дискриминацию в отношении лиц из числа ЛГБТ+, обеспечивать защиту их прав, особенно на Северном Кавказе, осуществлять необходимые меры по преодолению и искоренению общественных стереотипов, которые увековечивают дискриминацию;
- незамедлительно закрыть все объекты, которые осуществляют «конверсионную терапию» или аналогичную практику;
- ввести уголовную ответственность за все формы гендерного насилия в отношении женщин и девочек;
- положить конец практике пыток и жестокого обращения сотрудников правоохранительных органов в отношении мигрантов, лиц, ищущих убежища, и лиц из числа этнических и национальных меньшинств и коренных народов;
- незамедлительно прекратить и предотвращать пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, сексуализированное насилие или любое другое жестокое обращение с украинскими гражданскими лицами и военнопленными, задержанными российскими силовиками
Кроме того, спецдокладчица рекомендует международному сообществу и государствам-членам ООН:
- осуществлять судебное преследование в связи с любыми сообщениями о пытках, совершенных в отношении лиц в Российской Федерации;
- обеспечивать соблюдение абсолютного запрета на выдворение в Россию любого лица, которое пережило там пытки.
Комментарий Центра «Мемориал»
Виолетта Фицнер
юристка Центра «Мемориал»
«Конституция России запрещает пытки и другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. Такой же запрет содержится в Конвенции ООН против пыток, участницей которой является Россия. Этот запрет абсолютный, так что никакие исключительные обстоятельства, включая состояние войны, не могут служить оправданием пыток. Однако это не мешает российским властям систематически применять пытки против своих граждан и граждан других стран.
В своем докладе спецдокладчица подчеркнула, что проблема с применением пыток в РФ совсем не новая, но после начала полномасштабного вторжения в Украину она вышла на новый уровень. Теперь власти даже не пытаются скрывать случаи применения пыток, а наоборот, делают это показательно, демонстративно. Это было видно и на примере подозреваемых в совершении теракта в марте 2024 года в московском „Крокус Сити Холле“, которые появились в суде с явными следами пыток.
К сожалению, представители РФ не явились на презентацию этого доклада в Нью Йорке, что очередной раз подчеркивает их нежелание решать эту проблему и выполнять свои международные обязательства. Но когда-нибудь делать это все-таки придется, а этот доклад будет одним из многочисленных доказательств для привлечения к ответственности виновных в совершении пыток».
В своем докладе спецдокладчица подчеркнула, что проблема с применением пыток в РФ совсем не новая, но после начала полномасштабного вторжения в Украину она вышла на новый уровень. Теперь власти даже не пытаются скрывать случаи применения пыток, а наоборот, делают это показательно, демонстративно. Это было видно и на примере подозреваемых в совершении теракта в марте 2024 года в московском „Крокус Сити Холле“, которые появились в суде с явными следами пыток.
К сожалению, представители РФ не явились на презентацию этого доклада в Нью Йорке, что очередной раз подчеркивает их нежелание решать эту проблему и выполнять свои международные обязательства. Но когда-нибудь делать это все-таки придется, а этот доклад будет одним из многочисленных доказательств для привлечения к ответственности виновных в совершении пыток».
Поделиться в социальных сетях