В Малгобекском районе Ингушетии продолжается КТО

15 АВГ. 2023

Режим контртеррористической операции действует уже пятый месяц

Preview Image

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

В Малгобекском районе Ингушетии уже пятый месяц продолжает действовать режим контртеррористической операции (КТО). Напомним, его ввели еще 3 апреля. С конца марта в республике разыскивали вооруженную группу, которая за полторы недели трижды (в ночь с 27 на 28 марта, 3 апреля и 6 апреля) напала на силовиков. Всего в этих перестрелках нападавшие убили троих сотрудников полиции, ещё 11 (по другим данным — 15) ранили.
Двоих предполагаемых боевиков нашли мертвыми, одного задержали, и еще один сдался сам. Также, согласно данным телеграм-канала «Розыск Ингушетии», двоих участников нападения объявили в розыск, а не менее 18 пособников бандгруппы задержали.

5 месяцев КТО

Для жителей Малгобекского района за эти месяцы стало привычным делом видеть оцепленные кварталы своих населенных пунктов, вооруженных людей в балаклавах и бронетехнику на улицах («Уралы», «Уазы Патриоты» и т.д.).
6 апреля в Зязиков-Юрте произошло столкновение с боевиками, которым в итоге вновь удалось скрыться. С тех пор село почти месяц находилось в осадном положении: все улицы при въезде в него перекрыли сотрудники различных силовых структур, а у въезжающих и выезжающих из села проверяли документы и багажники. Силовики оставались в селе круглосуточно. По данным Центра «Мемориал», никого не задерживали.
Примерно в конце апреля-начале мая силовики переместились в село Инарки Малгобекского района и проводили там аналогичные мероприятия. В итоге как минимум двоих жителей этого села задержали. Речь об Исламе Загиеве 1990 года рождения и Ибрагиме Хамчиеве 1989 года рождения. По официальной версии, они были пособниками нападавших на правоохранителей боевиков. Им вменяют незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК).
Далее, примерно в конце мая, проверки продолжились в Сагопши Малгобекского района. Подробностей о том, что происходило в этом селе, у ЦЗПЧ нет, сообщений о задержаниях также не поступало.

Как проходят проверки

С середины июля мероприятия возобновились в Зязиков-Юрт. Множество силовиков приезжает на бронетехнике каждый день, кроме выходных. Они блокируют все въезды и выезды из села, проверяют все въезжающие и выезжающие автомобили и проводят обыски в каждом дворе. Обычно в день силовики проверяют не больше двух переулков — примерно 30-40 домовладений.
Жители Зязиков-юрта рассказывают, что некоторые домовладения проверяют очень тщательно — заглядывают в шкафы, тумбочки и т.д., а другие более поверхностно — осматривают двор, дома, подсобные помещения и сараи. Силовики не представляются и не показывают документы, но ведут себя вежливо. Если сельчане не открывают им ворота, они перелезают через забор при помощи лестницы и сами их открывают.
По мнению сельчан, такими странными мероприятиями они просто тянут время, так как найти кого-то или что-то таким образом практически невозможно. «У них режим КТО, они получают хорошую надбавку и командировочные. Куда им торопиться? Да и видимость деятельности надо создавать. Я не вижу другого объяснения. У нас в селе примерно 700 дворов. Такими темпами они будут проводить эти проверки еще долго», — поделился своим мнением местный житель с волонтером Центра «Мемориал».

Комментарий Александра Черкасова

Александр Черкасов

член Совета ЦЗПЧ«Мемориал»

«На фоне снижения реального сопротивления силовики, чтобы отправлять в центр отчетности, позволяющие оправдывать свои немалые штаты на Северном Кавказе и выделяемые им бюджеты, переключились на вполне комфортные и безопасные „террористические“ дела, возбуждая их только за денежные переводы „подозрительным“ адресатам.Точно таким же образом, не выходя из кабинетов, полицейские стали заводить дела по ячейкам исламистских организаций, которые уже несколько десятилетий не ведут активной деятельности. Последовавшие один за другим инциденты в Ингушетии как раз служат демонстрацией просчетов реальной контртеррористической работы», — отмечал правозащитник в апреле

Поделиться в социальных сетях