Кавказ. Горячие точки
08 АВГ. 2024
16 лет назад началась война в Грузии
08 АВГ. 2024
Гори после российской бомбардировки, 9 августа (фото: Gleb Garanich / REUTERS)
Война 08.08.08
16 лет назад, в ночь на 8 августа 2008 года, началась война в Южной Осетии. Она закончилась через пять дней — отторжением от Грузии этой автономии, а также Абхазии, и оккупацией российскими войсками значительной части территории республики. До сих пор Россия оккупирует пятую часть Грузии, двадцать процентов ее жителей — беженцы.
Сейчас в России принято считать, что ввод российских войск был необходимой ответной мерой и «предотвратил геноцид», а саму войну называют «операцией по принуждению к миру» — вполне по Оруэллу.
Но действия российских войск были неизберательны и несоразмерны, и в целом не соответствовали заявленным задачам «защиты населения» и «принуждения к миру».
В Грузии эту войну считают неспровоцированной российской агрессией, а обстрелы и попытки штурма Цхинвали 7-9 августа — спонтанными и необходимыми ответными действиями грузинской армии.
На самом деле, все было значительно сложнее.
Во-первых, российское вторжение планировалось, — но позднее, через несколько недель, и в Абхазии. Во-вторых, на южноосетинском направлении российские войска несколько лет тренировались, отрабатывая бросок на Юг, через Рокский тоннель — но исполнение этих планов в итоге было провальным. В ходе вторжения в штабах и на дорогах царил хаос. Колонны российских войск вышли к Цхинвали только на третьи сутки войны, 10 августа. Апофеозом стал разгром при входе в город штаба наступающей группировки: половина офицеров штаба была убита или ранена. И только подавляющее превосходство России в живой силе, в технике, в воздухе превратило эту, по сути, катастрофу в «победу».
С другой стороны, грузинское наступление не было спонтанным. Напряженность в регионе и взаимные обстрелы нарастали несколько недель. И мобилизация в Грузии началась примерно за неделю до начала войны. Выход грузинских войск на исходные позиции для атаки шел сразу на многих направлениях 7 августа, одновременно с эвакуацией грузинского населения «анклавных сел» и под заявления грузинских властей об одностороннем прекращении огня.
Итоги войны были страшными для гражданского населения. С обеих сторон погибли сотни человек, большинство — гражданские. Грузинские села в анклавах и в «буферной зоне» были разграблены, разгромлены и сожжены в последующие дни и недели осетинскими «ополченцами» при бездействии российской армии.
Сотни пленных и заложников с обеих сторон были, в основном, освобождены при активном участии правозащитников, в том числе российских и международных. В «анклавных» селах искали забытых и не сумевших выбраться грузинских стариков — их вывозил Международный комитет Красного Креста. Правозащитный центр «Мемориал» тогда вместе с коллегами активно работал в зоне конфликта. Впрочем, мы работали в Южной Осетии с самого начала конфликта, с его первого обострения в начале 1991 года.
Значение войны в Южной Осетии
Это была первая из «размороженных» горячих точек на постсоветском пространстве. Это был шаг на пути к нынешней большой войне.
До того прошли Первая и Вторая чеченские войны, куда более длительные и кровопролитные. Именно там военные преступления и преступления против человечности складывались в систему. Организованная безнаказанность преступлений обеспечивала их повторение. В середине «нулевых» я видел и слышал, как спецназовцы с Ханкалы, главной российской военной базе в Чечне, предвкушали новую войну в Южной Осетии, новые погоны и награды. И в августе 2008 года Россия впервые с 1991 года двинула войска и вынесла войну за пределы своих границ.
Международное сообщество отреагировало, — это, наверное, и остановило движение российских танков к Тбилиси. Но на том дело и закончилась: ни на «признание независимости Абхазии и Южной Осетии», ни на военную оккупацию этих территорий Россией должного ответа не последовало.
Так «война 08.08.08» стала ещё одним звеном цепи, которая привела к войне нынешней — «цепи войн, цепи преступлений, цепи безнаказанности».
Поделиться в социальных сетях