Юридическая команда
02 НОЯБ. 2024
Greenpeace, Pussy Riot и крест Дзержинского. Юристы Центра «Мемориал» и «ОВД-Инфо» направили представление в Комитет Министров Совета Европы
02 НОЯБ. 2024
Оглавление
21 октября 2024 года юристы Центра «Мемориал» и «ОВД-Инфо» направили представление в Комитет Министров Совета Европы. В документе юристы рассказали о ситуации с исполнением решений ЕСПЧ «Брайан и другие против России», «Чириков и Некрасов против России» и «Верзилов и другие против России». Все дела связаны с нарушением российскими властями статьи 10 о свободе выражения мнения Европейской конвенции по правам человека.
Выводы ЕСПЧ
«Брайан и другие против России» (2023)
В 2013 году 30 человек, активисты Greenpeacе и журналисты, провели мирную акцию протеста на борту принадлежащего экологической организации судна Arctic Sunrise. Активисты выступили против планов «Газпрома» начать добычу нефти на Приразломной — первой морской арктической установке в Печорском море.
Спустившийся с вертолета спецназ России захватил корабль в международных водах и отбуксировал его в Мурманск. Активистов арестовали по обвинению в пиратстве, но позже обвинение переквалифицировали на хулиганство, а дело прекратили по амнистии.
ЕСПЧ установил, что задержание активистов было произвольным, а власти недобросовестно применили российское законодательство против активистов — это нарушает 5 статью о праве на свободу и личную неприкосновенность Конвенции.
Суд также установил, что задержание активистов было равносильно вмешательству в их свободу выражать свое мнение — что противоречит статье 10 Конвенции.
«Чириков и Некрасов против России» (2022)
20 декабря 2016 года, в день годовщины создания советской службы безопасности — Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), — активисты Виктор Чириков и Алексей Кнедляковский сделали инсталляцию «Новый чекист». Они прикрепили деревянный крест к памятнику основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому в Краснодаре.
Виктор Чириков и Алексей Кнедляковский
Активистов обвинили в мелком хулиганстве и приговорили к 15 суткам административного ареста. ЕСПЧ счел наказание несоразмерным и не необходимым в демократическом обществе, что нарушает статью 10 Конвенции.
«Верзилов и другие против России» (2023)
19 февраля 2014 года, во время XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, участники группы Pussy Riot приехали в Сочи, чтобы исполнить свою новую песню «Путин научит тебя любить Родину». Когда Надежда Толоконникова начала петь, к активистам подбежали около десяти мужчин, включая нескольких в казачьей форме. Казаки избили активистов, в том числе с использованием газовых баллончиков, нагаек и хлыстов.
Нападение казаков на активисток (фото: фрагмент из фильма Pussy Versus Putin)
ЕСПЧ признал, что российские власти не провели эффективного расследования нападения на активистов — это нарушает 3 статью о запрете пыток Конвенции. Также суд признал, что государство нарушило статью 10 Конвенции, препятствуя выступлению участников Pussy Riot.
Как (не) исполняются решения ЕСПЧ
В представлении Комитету Министров юристы указали, что все три дела иллюстрируют общую практику российских властей по подавлению инакомыслия.
Эта практика складывалась на протяжении многих лет, но ситуация значительно ухудшилась после начала полномасштабного вторжения в Украину.
Юристы отметили, что Россия не выполнила меры, вытекающие из вышеупомянутых постановлений. Российские власти продолжают нарушать свободу выражения мнений и преследовать людей по политическим мотивам, подавляя антивоенные выступления и экологические протесты.
Преследование за антивоенные выступления
В деле «Чириков и Некрасов против России» ЕСПЧ указал, что по вопросам, представляющим общественный интерес, должна действовать повышенная защита от вмешательства государства. Несмотря на это, российские власти продолжают преследовать активистов, указали в представлении юристы.
Вместо того чтобы адекватно оценивать соразмерность вмешательства в свободу выражения мнения, власти подвергают активистов задержаниям, жестокому обращению и суровым наказаниям.
С началом полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году российские власти прилагают значительные усилия, чтобы заставить молчать антивоенных активистов, применяя к ним различные статьи КоАП и УК.
В основном антивоенных активистов привлекают к ответственности по статье 20.3.3 КоАП или 280.3 УК — обе статьи ввели в 2022 году для пресечения антивоенных высказываний и запрета «публичных действий, направленных на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации».
Однако для пресечения антивоенных акций власти используют и другие статьи, например, хулиганство (ст. 213 УК), вандализм (ст. 214 УК), реабилитация нацизма (ст. 354.1 УК), осквернение государственного герба или флага (ст. 329 УК), пропаганда или демонстрация нацистской символики или иной запрещенной символики (ст. 20.3 КоАП) и другие.
По данным «ОВД-Инфо», с 2022 года российские власти возбудили уголовные дела в отношении не менее 132 антивоенных активистов. Наиболее часто возбуждают уголовные дела по следующим статьям:
- вандализм — 84 дела;
- дискредитация военнослужащих — 18 дел;
- реабилитация нацизма — 12 дел;
- осквернение госсимволов — 9 дел;
- хулиганство — 5 дел.
В мае 2022 года возбудили уголовное дело о вандализме в отношении активиста из Хакасии Игоря Покусина.
Игорь Покусин
По версии следствия, он закрасил желтой и синей краской военно-пропагандистский баннер и нанес антивоенную надпись на фасад Хакасского национального краеведческого музея, где ранее появился световой экран с буквой Z. Покусина обвинили в «вандализме по мотивам политической ненависти» и приговорили к шести месяцам «ограничения свободы».
На следующий день его снова задержали по обвинению в «подготовке к государственной измене» за то, что мужчина якобы пытался вступить в ряды украинской армии. По словам жены Покусина, во время задержания ему завязали глаза, отвезли в лес и угрожали пытками. 19 января 2024 года Игоря приговорили к восьми годам и одному месяцу лишения свободы. 14 июня 2024 года стало известно, что он умер в одной из колоний Красноярска.
В другом примере аналогичные действия стали поводом для возбуждения уголовного дела по другому обвинению. В октябре 2022 года против Ивана Чуринова возбудили уголовное дело о «дискредитации армии» (ст. 280.3 УК) за то, что он облил красной краской баннеры с портретами российских солдат, участвовавших в войне с Украиной.
Уголовные дела по этой же статье возбудили за следующие действия:
- возложение цветов и антивоенных плакатов к памятнику Тараса Шевченко 24 февраля 2022 года (дело Алипат Султанбеговой, стадия предварительного следствия);
После новости об уголовном деле Алипат была вынуждена покинуть Россию
- срывание наклеек с георгиевской лентой, образующей букву Z, и надписи «Своих не бросаем» с двери государственного архива (дело Константина Пчелинцева, приговорен к штрафу в размере 100 000 рублей 13 января 2023-го);
- демонстрация двух антивоенных плакатов (дело Андрея Сорочкина, приговорен к штрафу в размере 200 000 рублей 20 сентября 2022-го).
Андрей Сорочкин
Другой случай, демонстрирующий, что одни и те же действия могут быть расценены как разные нарушения российского законодательства, — дело Степана Ситника.
По версии следствия, в апреле 2022 года он закрасил граффити в виде буквы Z с надписью «Своих не бросаем» и георгиевской лентой. После этого против него возбудили уголовное дело по статье о «реабилитации нацизма» (ст. 354.1 УК). В сентябре 2024 года Ситника приговорили к штрафу в размере 1 200 000 рублей.
В декабре 2023 года Тверской районный суд Москвы приговорил поэта Артема Камардина к семи годам лишения свободы, а другого подсудимого, Егора Штовбу, — к 5,5 годам.
Артем Камардин и Егор Штовба
Их судили за чтение антивоенных стихов на «Маяковских чтениях» — молодые поэты собирались на Триумфальной площади в Москве и читали свои стихи. После выступления в квартиру Камардина ворвались силовики, его соседей избили и угрожали изнасилованием, а самого подсудимого изнасиловали гантелей.
Поэтов признали виновными в призывах к деятельности, направленной против государственной безопасности (ч. 3 ст. 280.4 УК) и возбуждении ненависти либо вражды (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК).
Дела Игоря Покусина и Артема Камардина иллюстрируют гораздо более серьезную тенденцию, отмечают юристы. Вместо того чтобы защитить авторов мирных антивоенных выступлений от жестокого обращения со стороны силовиков, российские власти допускают полную безнаказанность в таких случаях. Это оказывает дополнительное негативное влияние на свободу выражения мнений в России, поскольку общество будет оценивать потенциальный риск жестокого обращения как нечто сопутствующее осуществлению человеком своего права на мирное выражение инакомыслия.
Вместо того чтобы признать легитимность инакомыслия, российские власти возбуждают уголовные дела, которые зачастую политически мотивированы и направлены на подавление оппозиции и общественных дискуссий. За выражение антивоенных настроений часто применяются непропорциональные меры наказания. В то же время власти не обеспечивают адекватной защиты от жестокого обращения со стороны силовиков при задержании и содержании под стражей участников антивоенных протестов.
Преследование экологических активистов
Российские власти продолжают подавлять экологические протесты и преследовать активистов, отмечают в представлении юристы Центра «Мемориал» и «ОВД-Инфо».
Власти возбуждают административные и уголовные дела против экоактивистов за их протесты и высказывания. При рассмотрении таких дел суды не оценивают необходимость и соразмерность вмешательства в свободу выражения мнения.
Например, в 2024 году в Башкортостане прошло несколько крупных акций протеста в ответ на преследование Фаиля Алсынова, активиста, боровшегося за экологические права в регионе.
Фаиль Алсынов
Четырьмя годами ранее, в августе 2020 года, вспыхнули протесты против разработки месторождения известняка на горе Куштау, сопровождавшиеся полицейским насилием и арестами. В конечном итоге протесты привели к приостановке всех работ и закрытию проекта.
Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Фаиль Алсынов был одним из активистов, выступавших в поддержку горы Куштау. В 2023 году он также присоединился к жителям деревни Ишмурзино в Башкортостане, выступающим против планов золотодобытчиков начать разработку месторождений вблизи их деревни. Он выступал на башкирском языке на общественном собрании села, где жители требовали от властей Башкортостана не выдавать лицензии на разведку и разработку полезных ископаемых без согласия народных собраний.
В результате глава Башкортостана подал жалобу на Алсынова в прокуратуру.
12 октября 2023 года Алсынова арестовали по обвинению в возбуждении ненависти (ч. 1 ст. 282 УК), поскольку власти расценили как оскорбление выражение «кара халык» (черные люди) на башкирском языке, которое он использовал в своей речи.
17 января 2024 года Фаиля приговорили к четырем годам лишения свободы.
Уголовное преследование Алсынова привело к нескольким массовым акциям протеста в Баймаке (15 и 17 января) и Уфе (19 января) в его поддержку. По словам протестующих, их число достигло 10 тысяч человек.
Протесты в Баймаке 17 января
Власти жестоко разогнали митинги. ОМОН применял дубинки против толпы, которая в ответ бросала снежки, перчатки и шапки. Поступали сообщения о применении властями химических средств, дымовых и светошумовых гранат.
По данным ОВД-Инфо, в настоящее время 81 участника акций протеста привлекли к уголовной ответственности, им грозит несколько лет лишения свободы. Кроме того, против протестующих возбудили не менее 395 административных дел. Двое протестующих погибли.
Преследование Фаиля Алсынова и протестующих в его поддержку в Башкортостане — не единственный пример давления на экологических активистов. Движимые экономической выгодой от реализации промышленных проектов, власти стремятся подавить публичные протесты и наказать активистов.
Рекомендации
Юристы ЦЗПЧ и «ОВД-Инфо» просят Комитет Министров признать, что российские власти не выполнили меры, вытекающие из решений ЕСПЧ, и указать российским властям следующие рекомендации:
- положить конец практике подавления инакомыслия, в том числе в отношении высказываний, критикующих власти и конкретные решения госорганов, а также высказываний, касающихся экологических проблем;
- отменить статьи Уголовного кодекса, противоречащие свободе слова, и положить конец практике использования других статей УК для преследования по политическим мотивам;
- прекратить преследование и освободить всех, кого преследовали за мирное выражение мнения; объявить амнистию для всех лиц, осужденных по статьям Уголовного кодекса, противоречащим свободе слова;
- обеспечить, чтобы любое лицо, осуществляющее свое право на свободу выражения мнения, не подвергалось физическому или психическому насилию со стороны госслужащих или силовиков. Обеспечить привлечение к ответственности виновных в насилии;
- прекратить практику использования госслужащими языка ненависти в отношении активистов;
- обеспечить, чтобы суды и правоохранительные органы всегда оценивали необходимость и соразмерность вмешательства в свободу выражения мнений.
Комментарий юриста Центра «Мемориал» Татьяны Черниковой
Татьяна Черникова
юрист Центра «Мемориал»
Проблемы со свободой слова носят в России длительный и системный характер, что, в частности, задокументировано в постановлениях ЕСПЧ разных лет. После начала полномасштабного вторжения России в Украину ситуация со свободой слова еще более ухудшилась.
Поэтому мы надеемся, что эта тема будет на постоянном контроле Комитета министров Совета Европы и других международных органов.
Поделиться в социальных сетях