,

Материалы сюжета «Дела Европейского Суда по правам человека»

Посмотреть сюжет

ЕСПЧ вынес решения по делам о нарушении права на свободу собраний

18 ИЮНЯ 2025

Акция протеста, лето 2019. Фото: DW/S. Dik

12 июня 2025 года Европейский суд вынес решения по двум группам дел о нарушении 11 статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод — права на свободу собраний. Среди рассмотренных дел были жалобы Константина Янкаускаса и Павла Устинова, которые подавали юристы ПЦ «Мемориал». Суд признал, что власти России нарушили 11 статью Конвенции, и присудил выплатить заявителям штрафы — 6000 и 12 000 евро соответственно.

Дело Константина Янкаускаса

Обстоятельства дела

6 июля 2019 года Константин Янкаускас подал в Окружную избирательную комиссию (ОИК) документы и собранные подписи для регистрации в качестве кандидата в депутаты Мосгордумы. ОИК признала более 10% подписей недействительными и отказала в регистрации. Вместе с другими оппозиционными кандидатами Янкаускас пытался обжаловать решение ОИК в Московской городской избирательной комиссии и в судах, но не смог добиться отмены решения. Российские власти не допустили его и других оппозиционных политиков (в том числе Юлию Галямину, Илью Яшина и Любовь Соболь) до участия в выборах.
После отказа в регистрации в Москве началась волна протестов. Политики призвали своих сторонников ежедневно приходить на Трубную площадь — на встречу кандидатов с избирателями. Полиция не разгоняла и не задерживала участников встреч, однако через некоторое время начала составлять протоколы о нарушении установленного порядка проведения публичных мероприятий. Появились дела об административных правонарушениях, недопущенных на выборы кандидатов арестовывали и штрафовали.
Янкаускаса задерживали трижды:
  • 29 июля на семь суток за призыв в Twitter приходить на акцию 15 июля и за участие в ней;
  • 5 августа на 10 суток за призывы участвовать в акции 14 июля;
  • 14 августа на девять суток за призывы приходить на акцию 3 августа.
Также политика оштрафовали на 20 тысяч рублей за участие в митинге 14 июля, хотя ранее его уже признали виновным в организации этого мероприятия.
В общей сложности с 29 июля по 27 августа полиция вынесла четыре постановления о том, что Янкаускас проводил публичные мероприятия без подачи уведомления и нарушил установленный порядок проведения мероприятия (ч. 2 и ч. 5 ст. 20.2 КоАП). Янкаускасу назначили 26 суток ареста и 20 тысяч штрафа.
Спустя пять месяцев, в декабре 2019 года, на политика снова составили протоколы — в связи с участием в несогласованных мероприятиях 15 и 18 июля. 19 мая 2020 года судья Тверского районного суда Мария Сизинцева оштрафовала его еще на 20 тысяч за каждое нарушение.
Адвокаты оппозиционера обжаловали все решения о штрафах и арестах, но суды отклонили жалобы.

Жалоба в ЕСПЧ

Юристы ПЦ «Мемориала» подали жалобы в ЕСПЧ в феврале 2020-го и марте 2021-го. Они указали, что власти России нарушили право Янкаускаса не быть судимым или наказанным дважды, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, на свободу выражения мнений, на свободу собраний (5, 6, 10, 11 статьи Конвенции, а также статье 2 протокола 7 к Конвенции).
Сам оппозиционер был уверен в том, что власти пытались помешать ему выдвинуться на выборы и планировали завести дело по «дадинской» статье (212.1 УК), которая устанавливает уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка организации или проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований.

Нарушение статьи 5

У властей не было причины задерживать Янкаускаса на время рассмотрения административных дел. Ни полицейские, ни суды не объяснили, почему на составление протоколов оппозиционера нельзя было вызвать повесткой и почему после того, как протоколы составили, заявителя продержали в ОВД более трех часов.

Нарушение статьи 6 

В суде, при рассмотрении дела об административном правонарушении отсутствовал государственный обвинитель, что противоречит требованию о независимости суда. Кроме того, у заявителя и адвоката не было возможности допросить свидетелей обвинения — полицейских, составлявших рапорты.

Нарушение статей 10 и 11

Встречи Янкаускаса с избирателями были спонтанным ответом на отказ зарегистрировать его как кандидата на выборы. У митингующих не было возможности согласовать мероприятия, так как по закону уведомление надо подать не менее чем за 10 дней. В своих решениях ЕСПЧ неоднократно подчеркивал, что право на проведение спонтанной демонстрации может быть важнее обязанности уведомить местные власти, если приходится незамедлительно реагировать на событие. При этом в местах проведения встреч с кандидатами было много полицейских. То есть, несмотря на отсутствие формального уведомления, власти были подготовлены к мероприятиям.
К тому же политик имел право вести предвыборную агитацию вплоть до 16 июля, когда ему было отказано в регистрации как кандидату в депутаты, то есть задержания, связанные с призывами выйти на акции 14 и 15 июля, были незаконными.

Решение ЕСПЧ

Суд рассмотрел жалобы Константина Янкаускаса 12 июня 2025 года в рамках группы дел «Калиничев и другие против России» и заключил, что вмешательство в свободу собраний не было «необходимым в демократическом обществе». Жалобы признаны приемлемыми и указывают на нарушение статьи 11 Конвенции. 
Также суд признал нарушения по статьям 5.1, 6.1 и 10 Конвенции, а также по статье 2 протокола 7 к Конвенции.
ЕСПЧ присудил выплатить Константину Янкаускасу 6000 евро.

Наталья Морозова

Юристка ЦЗПЧ «Мемориал»

«Суд специально создал процедуру well-established case-law, чтобы быстро выносить решения по делам, которые кажутся ему типовыми. Дела по карусельным задержаниям Константина Янкаускаса Суд тоже отнес к типовым, хотя мы и пытались убедить его, что в этих делах прослеживается политический подтекст и есть нарушение статьи 18 Конвенции. Но, к сожалению, ЕСПЧ не стал рассматривать наши аргументы. Но даже на вынесение „табличного“ постановления Суду потребовалось пять лет, когда оно уже перестало иметь значение для России.»

Дело Павла Устинова

Обстоятельства дела

3 августа 2019 года в Москве прошла акция с требованием допустить на выборы в Мосгордуму независимых кандидатов и освободить участников предыдущих протестов. Власти жестко подавили протест и задержали более 800 человек. Одним из них был актер Павел Устинов. По его словам, он не участвовал в акции — пришел на Пушкинскую площадь для встречи с другом, которого и ждал у метро. Там на актера набросилась группа захвата, и когда Устинов вместе с одним из росгвардейцев упал, его начали избивать дубинками.
В ОВД Устинову выписали протокол за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия (ч.5 ст. 20.2 КоАП). Но затем его перевезли в Следственный комитет и там предъявили уголовное обвинение — в применении к представителям власти насилия, не опасного для жизни и здоровья (ч.1 ст. 318 УК). На следующий день обвинение превратилось в применение насилия, опасного для жизни и здоровья (ч. 2 той же статьи, до 10 лет лишения свободы).
16 сентября судья Алексей Криворучко приговорил Устинова к трем с половиной годам колонии общего режима. На следующий день актеры устроили флешмоб в поддержку коллеги — они записывали ролики, организовали пикетную очередь с плакатами у администрации президента, рассказывали зрителям в театре о деле Устинова.
20 сентября по ходатайству Генпрокуратуры суд изменил актеру меру пресечения на подписку о невыезде. 30 сентября Мосгорсуд рассмотрел апелляцию адвоката Устинова и назначил условное наказание — один год. 

Жалоба в ЕСПЧ

Летом 2020 года юристы ПЦ «Мемориал» подали жалобу в ЕСПЧ — на то, что российские власти нарушили право Павла Устинова на справедливое судебное разбирательство и свободу собраний (статьи 6 и 11 Конвенции).

Нарушение статьи 6

По закону применение насилия, опасного для жизни и здоровья, возможно только умышленно. Однако вместо того, чтобы установить, умышленно ли Устинов причинил вред росгвардейцу, суд отклонил показания свидетелей защиты и самого подсудимого. Отклонил он и видеозаписи, которые подтверждали, что у Устинова не могло возникнуть умысла причинить вред здоровью полицейского. В результате, версия событий, изложенная судом, целиком основывалась на показаниях бойцов группы захвата.
Российские суды также должны были ответить на вопрос, не были ли действия Устинова спровоцированы полицейскими. Однако от ответа они уклонились.

Нарушение статьи 11

Европейский суд по правам человека обычно не считает нарушением принципа свободы собраний ситуации, когда человек утверждает, что оказался на месте событий случайно. Однако в случае Павла Устинова, по мнению защиты, его право, закрепленное в статье 11 Конвенции, всё же было нарушено. 
Власти рассматривали Устинова как участника акции и судили его именно как участника на всех этапах судебного разбирательства. Против актера было возбуждено уголовное дело: в подобных случаях ЕСПЧ признает за обвиняемым право не свидетельствовать против себя и не подтверждать свое участие в акции. Преследование Устинова привлекло широкий общественный резонанс и, по мнению юристов, оказало на людей сдерживающее воздействие: узнав о возможности уголовного наказания за участие в мирных протестах, многие могли испугаться и отказаться приходить на подобные акции в будущем.
Кроме того, если бы власти исполняли свои обязанности надлежащим образом — не разгоняли бы мирное собрание, а обеспечивали порядок, как того требует ЕСПЧ даже при несогласованных мероприятиях, Устинова бы не арестовали.

Решение ЕСПЧ

12 июня 2025 года Европейский суд вынес решение по группе дел «Крепкин и другие против России», в том числе — по делу Павла Устинова. Суд признал, что власти России нарушили 11 статью Конвенции о свободе собраний. Жалобы по 6 статье Суд также посчитал обоснованными, но решил не проводить по ним отдельного разбирательства. ЕСПЧ присудил Павлу Устинову компенсацию в 12 000 евро.
С 2019 года взгляды Павла Устинова изменились. «Знаете, события 2019 года не были моим личным выбором. Для меня они являются стечением обстоятельств: я не принимал никаких решений, просто оказался не в том месте и не в то время... А в 2022 году — со своими взглядами, со своей любовью к Родине — я принял решение, как и многие мужчины, помогать стране. Почему это всё произошло именно со мной — не смогу ответить. Действительно, судьба. Мои взгляды и тогда не сходились и сейчас не совпадают с либеральным течением в нашей стране. Но я благодарен людям за ту помощь — они заступились за меня, потому что происходила несправедливость. Для кого-то из них это был искренний порыв. Для других — политика, и во время спецоперации они показали своё истинное лицо», — сказал Павел Устинов в интервью «Петербургскому дневнику» в мае 2025 года.

Поделиться в социальных сетях