,

«Я представила, как я со своим животом иду на штурм»: история многодетной матери Тахмины Самадовой, которая стала мишенью для Александра Бастрыкина

06 ИЮНЯ 2025

Preview Image

Тахмина Самадова. Фото: «Радио Аззатык»

Выступая 20 мая на Петербургском юридическом форуме, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин снова, как и в прошлом году, отметился целым рядом антимигрантских высказываний. Но в этот раз основной мишенью Бастрыкина стали выходцы из стран бывшего СНГ, получившие российское гражданство. В том числе семья заявительницы сети «Миграция и право» Тахмины Самадовой. Судя по заявлениям председателя СК, он не считает их «полноценными» гражданами России. Рассказываем, как у матери семерых детей отняли сертификат на квартиру и возбудили против нее дело о мошенничестве.

Сертификат на квартиру

Свое выступление на ежегодном Петербургском юридическом форуме 20 мая председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин начал с истории многодетной семьи Тахмины Самадовой и Рамазона Рахимова:
«В Мытищах больше полугода продолжается история. Она у меня на контроле, и то победить не можем. Глава администрации <Юлия> Купецкая выдала сертификат на получения жилья мигрантам, которые очень недолго проживали в нашем отечестве. Приписали себе еще двух детей. Приписали, что еще два каких-то брата участвуют в специальной военной операции. На самом деле они судимы за распространение наркоты… Вот подобного рода случаи происходят во многих регионах страны. И к нам обращаются граждане: “Скажите, пожалуйста, почему это происходит и почему правоохранительные органы так слабо на это реагируют?” У нас огромная очередь на получения жилья или субсидий и вдруг получается, что мигранты проходят по этой очереди первыми. Ну наверное не просто так?»
Тахмина Самадова и Рамазон Рахимов родились в Таджикской ССР. Но мигрантами они уже давно не являются. Та же Тахмина живет в России с 1995 года, а в 2013 году они оба получили российское гражданство. У Самадовой и Рахимова семь детей, которые родились в России и имеют только российское гражданство. В июле у них должен родиться восьмой ребенок. С 2021 года они живут в Мытищах в однокомнатной квартире, гдекроме них и детей прописаны четыре их родственника — тоже граждане России. Один из прописанных — брат Тахмины, который был тяжело ранен на войне в Украине.
В начале января администрация Мытищ объявила, что вручит семье Тахмины и Рамазона сертификат для приобретения квартиры в рамках программы улучшения жилищных условий на 24 миллиона рублей — столько стоит в Мытищах четырехкомнатная квартира эконом-класса. 

Резонанс в соцсетях

Новость о жилищном сертификате, доставшемся российским гражданам с таджикскими корнями, вызвала огромный резонанс в соцсетях. На семью и на чиновников местной администрации обрушился шквал ненависти. Явно не ожидавшие такой реакции мытищинские чиновники попытались объяснить, что Тахмина, Рамазон и их дети — полноправные российские граждане, что у них есть законные основания на получение жилищного сертификата и что существенным доводом для такого решения стало в том числе и участие братьев Самадовой в военной операции в Украине (оба брата были завербованы на войну в колонии, в которой отбывали срок по «народной» 228-й статье УК — «незаконный оборот наркотиков»). Один из братьев Тахмины Самадовой во время боевых действий получил ранение, был награжден и комиссован для прохождения лечения. По закону, как участник СВО, он имеет право на улучшение жилищных условий.
Но и эти «патриотические» доводы не остановили поток ненависти. Один из типичных комментариев, которые продолжали сыпаться на семью и мытищинских чиновников в социальных сетях: «Интересно у нас сместились приоритеты. Инородческая семья сношалась в однушке, буквально при детях делали других детей, а их вместо депортации или хотя бы постановки на учёт в опеку одаривают жильём. Они не ударники труда, не рабочие, не изобретатели, они просто сношались без контрацепции, как животные, и вот по мнению власти достойны улучшения жилья за счет местных жителей».

Реакция депутатов

В первых рядах среди негодующих оказались заместитель председателя Госдумы РФ по экономической политике Михаил Делягин, руководитель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и русские неонацисты из ДШРГ «Русич». Мать семерых детей, Тахмину Самадову, находившуюся в тот момент на 5-м месяце беременности, обвинили в связях с исламистскими экстремистами. Ее детей обозвали «будущими ваххабитами». Чиновникам Мытищинской администрации досталось за то, что что они улучшили жилищные условия для многодетной «семьи из Таджикистана», ущемив тем самым интересы «коренных жителей России». Тот факт, что Самадова и Рахимов являются гражданами России, хейтеры упорно игнорировали. А Сергей Миронов написал в своем телеграм-канале: «Возможно, вместо квартиры в России этой дружной семье стоит предложить депортацию на горячо любимую Родину».

Уголовное дело о мошенничестве

Впрочем, ксенофобными высказываниями депутаты Делягин и Миронов не ограничились. Они оперативно обратились к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину, после чего следственный комитет возбудил уголовное дело «по факту мошенничества при получении социальных выплат» в отношении Самадовой и чиновников администрации Мытищ. В однокомнатной квартире многодетной семьи провели обыск, беременную женщину задержали, на администрацию Мытищ надавили, и чиновники вынуждены были принять решение об аннулировании жилищного сертификата. Только после этого скандал утих. 
Между тем расследование дела о мошенничестве, несмотря на все указания Бастрыкина, неожиданно забуксовало. У сотрудников следственного комитета не получилось найти и убедительно доказать наличие состава преступления в действиях чиновников и многодетной матери ни с первой, ни со второй попытки. 
Тахмину Самадову защищал адвокат Сайхан Джамолдиев, сотрудничающий с сетью «Миграция и Право» (Тахмина Самадова является заявителем сети с 1998 года, сотрудники программы помогали с оформлением документов для получения российского гражданства и затем неоднократно оказывали гуманитарную помощь этой семье).
В начале весны прокуратура Московской области во второй раз отменила постановление следственного комитета о возбуждении уголовного дела, признав его незаконным. Но мучения Тахмины на этом не закончились. Эстафету у следственного комитета перехватило МВД, возбудив дело о мошенничестве в третий раз.

Предложение заключить контракт с Минобороны

29 апреля следователь СУ МУ МВД России «Мытищинское» начал допрос находящейся на седьмом месяце беременности Самадовой с предложения подписать согласие… «на участие в СВО». Как объяснил следователь, это стандартная процедура оформления «Протокола разъяснения подозреваемому (обвиняемому) положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в части приостановления предварительного расследования, а также прекращения уголовного преследования в связи с прохождением военной службы». То есть следствие может быть приостановлено, пока подозреваемый/обвиняемый проходит службу по контракту. А если человек в период прохождения военной службы дослужился до государственной награды или до «дня увольнения» (который возможен в трех случаях: в связи с достижением предельного возраста несения службы, тяжелым ранением или гибелью, либо окончанием боевых действий), уголовное преследование полностью прекращается. Если бы Самадова подписала протокол, следствие могло бы приостановить незаконное уголовное преследование — под вполне благовидным для сохранения собственной репутации предлогом.
В протоколе о согласии на СВО были указаны меры социальной поддержки, первой из которых значилась «возможность приобрести жилье за счет Минобороны через накопительно-ипотечную систему». Кроме того, в протоколе говорилось, что участнику военных действий полагаются льготы для семьи: путевки для детей в лагеря, квоты для бесплатного поступления в вуз, внеочередное зачисление детей в детский сад, бесплатный завтрак и обед в школе, бесплатная продленка... В конце протокола были перечислены «денежные выплаты, положенные лицу, заключившему контракт с Министерством обороны Российской Федерации»: единоразовые выплаты — 400 тысяч рублей от Минобороны и 1 500 000 рублей от Московской области, ежемесячное пособие от 210 тысяч рублей для рядового до 250 тысяч рублей до замкомандира взвода, а также дополнительные выплаты «8000 рублей за каждый день участия в активных наступательных действиях, 50 000 рублей за каждый километр продвижения в составе штурмовых отрядов и от 50 000 рублей за захват или уничтожение вооружения или военной техники противника».

Тахмина Самадова

«Хейтеры нашу семью называли „попрошайками“ и „цыганами“ за то, что я все время просила людей через соцсети помочь нам б/у одеждой, обувью, мебелью и другими вещами, которые мы просто не в состоянии были купить. И вот я прочитала этот протокол и поняла, что для детей тех, кто готов воевать, государство сейчас создает такие условия, которые в обычной жизни семьям, как наша, и не снились. А если и дадут нам что-то, то тут же, как сертификат, отберут. И вы знаете, я чуть не решилась подписать это согласие! Не из-за того, что уголовное дело наконец-то прекратят, а из-за возможности устроить детей в университет. Но потом представила, как я со своим животом на штурм иду…»
В итоге Тахмина подписала отказ от согласия об участии в СВО «в силу беременности», а следователь, в качестве доказательства «уважительной причины» отказа приложил к протоколу соответствующую справку от акушера-гинеколога.
Следствие по делу Самадовой продолжается до сих пор. 20 мая Александр Бастрыкин на всю страну дал понять, что по-прежнему держит его на контроле, хотя формально его ведомство уже не занимается уголовным преследованием многодетной матери. Больше того, Бастрыкин заявил, что Самадова и Рахимов «приписали себе» двух детей, что не соответствует действительности. Кроме того, он отрицал факт участия братьев Самадовой в СВО — обычные граждане могут быть привлечены за это к ответственности по закону о дискредитации вооруженных сил РФ. Не сказал Бастрыкин и о том, что пойти на войну предложили женщине на последних месяцах беременности.

Светлана Ганнушкина

Руководитель сети «Миграция и право»

«Самое возмутительное, что Бастрыкин в своем выступлении упорно называл эту семью мигрантами, а не гражданами России. Хотя все их дети родились в России! То есть они такие же „мигранты“, как и Бастрыкин. Но очевидно, что в его глазах ни Тахмина и Рамазон, ни даже их дети не являются полноценными российскими гражданами. К сожалению, за последние годы мы все чаще сталкиваемся с дискриминацией людей, которые когда-то приехали в Россию и на законных основаниях получили российское гражданство. И даже участие в СВО, куда, по словам того же Бастрыкина, они уже отправили „20 000 молодых граждан России, которым почему-то не нравится жить в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане“, не спасает этих людей от такого отношения».

Поделиться в социальных сетях