01 ИЮНЯ 2023

«К нам вернулось ощущение духоты»

01 ИЮНЯ 2023

Фрагменты из подкаста «Новой газеты» с Олегом Орловым

Preview Image
26 мая у «Новой газеты» вышел новый эпизод подкаста «Совещательная комната». Его героем стал сопредседатель Центра «Мемориал» Олег Орлов. Правозащитник рассказал о своем первом антивоенном протесте, как он оставил науку, чтобы помогать людям, захвате заложников в Буденновске, деградации российского правосудия и многом другом. Приводим фрагменты из подкаста.

О первом антивоенном протесте в 1983 году

Знаете, такое ощущение духоты, как было тогда, снова к нам сейчас вернулось. Я не мог спокойно существовать, не говоря ничего о том, что творится в стране, не отреагировав на ужасы афганской войны, которая тогда шла. Вот я и печатал листовки небольшим тиражом и расклеивал их. Это я скорее делал для себя самого, а не потому, что считал, что таким образом смогу серьезно повлиять на развитие ситуации в стране.

Олег Петрович на пикете в 2022 году

О смене профессии

[Сергей Ковалёв] понимал, что старые прожженные аппаратчики из коммунистического прошлого никак не годятся для работы с правами человека. И один из тех, кому он предложил работать, был я. Я очень долго думал, для меня было очень трудно принять решение.
Но Ковалев мне сказал: «Олег, вы понимаете, у нас, может быть, очень мало времени, подумайте, мы можем с вами что-то реально изменить. Ну вот вам несколько месяцев. Три месяца, доделайте свою диссертацию и приходите». Я не доделал диссертацию, за три месяца не смог, но где-то зимой 1990 года, в начале декабря или, может быть, в конце осени, я поменял профессию. <...>
Ломка была жуткая. Но я, правда, не видел себя нигде, кроме науки так профессионально. А тут я становлюсь чиновником нового демократического парламента. Но чиновником.
Меня на протяжении многих лет одни и те же сны преследовали, что я вернулся в лабораторию, я работаю в белом халате, ставлю опыты. И вначале чуть ли не каждую ночь это снилось, потом реже, реже, сейчас уже не снится.

О работе на государство

И я видел со стороны, я не выступал ни на одной из сторон [малой гражданской войны 1993-го], но видел, как в окно моего кабинета влетел танковый снаряд. Вот после этого я для себя решил, что никогда больше на государство работать не буду, но ради России, ради государства я буду работать в общественных структурах. У меня была такая одна общественная структура — «Мемориал».

О Буденновске

Почему тогда удалось [в Буденновске], а дальше не удалось? Во всем мире происходят переговоры с террористами для освобождения заложников. Во всем мире, кроме России. Да, вы правы, это единственный случай, когда велись реальные переговоры с террористами. <…>
Потому что менталитет силовиков — уничтожить любой ценой, отчитаться об уничтожении террористов, это значительно более важно, чем жизнь каких-то гражданских. И этот менталитет, он же свойственен до самого верха. Путин откуда у нас выходец? Его окружение — кто?

Коридор захваченной больницы в окружении заложников, Буденновск, 19.06.1995. Фото: POOL New / Reuters / Forum

О современных протестах

Конечно, общество было запугано. <…> И тем не менее, несмотря на это, появлялись и появляются люди, которые протестуют очень по-разному. Листовки, граффити, пикеты и так далее. И мы видим, что немало уголовных дел по этим статьям и по «дискредитации», и по «распространению так называемых фейков», а на самом деле — правды о событиях в Украине. Поэтому я «один из». Не один, а именно один из тех, кто протестует.

О Ковалеве

Еще в Древнем Риме историки сформулировали: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Он это много и часто повторял, и я следовал этой его позиции. Я просто вспоминал его, думал, что бы он делал сейчас. Наверняка бы он тоже вышел на пикеты. Я выходил на пять пикетов, из них два было на Красной площади. И еще бы он писал статьи, не знаю, писал бы размышления о том, что происходит. Я последовал тому, как я представлял себе действия Сергея Адамовича Ковалева.

Сергей Ковалев в Грозном

О суде с Кадыровым

В 2009 году, когда меня оправдали, не очень-то у нас правосудие было «правосудным» по многим делам. И тем не менее — 2009 год, московский суд. Меня оправдал мировой судья в Москве. Помню, после вынесения оправдательного приговора одним из первых, кому я позвонил, был Сергей Адамович Ковалев. Я сказал, что меня оправдали. Он не мог поверить.
«Вы шутите? Так бывает в нашей путинской России, вас оправдали? Ну, это странно», — сказал он.

О правосудии

На протяжении всех двухтысячных годов мы видели, как происходила деградация судебной системы. Хотя в начале 2000-х годов были и положительные моменты в судебной системе, были новшества. <…> Но в целом тренд шел к уничтожению правосудия как такового. И сейчас можно ли сказать, что правосудия совсем нет? Правосудие еще может быть в тех процессах, где нет никакого государственного интереса. А там, где есть хоть какой-то интерес государства или представителей государства, там нет никакого правосудия.
Послушать выпуск подкаста полностью можно здесь.
Напомним, 8 июня в Головинском суде состоится первое заседание по делу Орлова. Напомним, его преследуют по уголовной статье о «повторной дискредитации армии» (ч. 1 ст. 280.3 УК).  
Подпишите письмо в поддержку Орлова и приходите поддержать Олега Петровича в 15:00 по адресу: ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 31к2, кабинет 425. Метро «Войковская».

Поделиться в социальных сетях