Убийства критиков власти: Центр «Мемориал» и EHRAC направили Комитету министров СЕ доклад по исполнению постановлений ЕСПЧ

19 ОКТ. 2023

Центр «Мемориал» и Европейский центр защиты прав человека (EHRAC) направили доклад Комитету министров Советы Европы. Организации рассказали, как российские власти не исполняют постановления ЕСПЧ об убийствах Анны Политковской, Александра Литвиненко и Натальи Эстемировой.
Ниже — перевод выдержек из доклада.

Анна Политковская

Анна Политковская (фото: TASS)

17 июля 2018 года ЕСПЧ признал, что правительство России ответственно за непроведение эффективного расследования убийства журналистки «Новой газеты» Анны Политковской. Это нарушает статью 2 о праве на жизнь Европейской конвенции по правам человека. 
Суд также отметил:
  • Если жертвой убийства является журналист — необходимо проверить возможную связь преступления с профессиональной деятельностью журналиста. Однако в ходе следствия эту связь не изучили должным образом.
  • Расследование принесло ощутимые результаты, поскольку осудили пять человек, ответственных за убийство. Но расследование заказного убийства нельзя считать адекватным без серьёзных следственных действий по поиску заказчиков убийства. Правительство сосредоточилось только на одной версии — якобы убийство Политковской заказал «известный российский бывший политик в Лондоне». При этом правительство не исследовало версию о том, что заказчиками убийства могли быть сотрудники ФСБ или представители властей Чеченской Республики.
  • Власти не предоставили ЕСПЧ никаких документов из материалов расследования. Единственное, что они представили — копии обвинительных приговоров для пятерых преступников.

Текущая ситуация

Спустя 17 лет после убийства Анны Политковской расследование ее убийства всё ещё продолжается. Несмотря на то, что исполнителей убийства осудили, уголовное дело в отношении заказчиков убийств не закрыли и официально расследуют. Дело постоянно передают от одного следователя к другому, уровень приоритетности понизили. 
Следователи регулярно направляют уведомления адвокатам о продлении расследования, но успешных шагов по установлению личности и привлечению к ответственности заказчика не предпринято.
Согласно статье 78 УК, лицо освобождается от уголовной ответственности через 15 лет после совершения особо тяжкого преступления, например, убийства. Таким образом, даже если следствие установит заказчика, он может быть освобожден от ответственности, если суд не посчитает иначе.

Александр Литвиненко

Александр Литвиненко после отравления (фото: TASS)

21 сентября 2021 года ЕСПЧ признал, что российские власти ответственны за отравление и убийство проживавшего в Великобритании Александра Литвиненко — бывшего подполковника ФСБ России и критика Путина, непроведение эффективного расследования в нарушение статьи 2 Конвенции. 
Суд отметил эффективное расследование дела правительством Великобритании. Согласно выводам следствия, Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун были непосредственными исполнителями отравления, а ФСБ — организатором. Российские власти не стали участвовать в расследовании.
Суд установил, что Литвиненко был отравлен полонием-210, редким радиоактивным изотопом, и что использовавшие его Луговой и Ковтун действовали под контролем правительства России. Не было никаких доказательств того, что у кого-либо из них были какие-либо личные причины убить Литвиненко, и маловероятно, что, действуя от своего имени, они имели бы доступ к редкому радиоактивному изотопу. 
Суд также отметил, что Россия отказалась экстрадировать Лугового и Ковтуна в Великобританию, несмотря на то, что преступление было совершено на её территории. При этом собственное расследование российскими властями имело множество недостатков. Например, Лугового не стали лишать депутатской неприкосновенности, не установили виновных в производстве яда, не расследовали должным образом все обстоятельства преступления. 

Текущая ситуация

В 2021 году пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Кремль не будет исполнять постановление ЕСПЧ и что расследование по этому делу на национальном уровне не принесло никаких результатов.

Наталья Эстемирова

Наталья Эстемировала (фото: AFP)

31 августа 2021 года ЕСПЧ признал власти России ответственным за непроведение эффективного расследования убийства правозащитницы Натальи Эстемировой. Это нарушает статью 2 о праве на жизнь Конвенции.
Следователи установили одного из предполагаемых исполнителей преступления — Алхазура Башаева. Его обвинили в участии в незаконном вооруженном формировании, незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов, похищении Натальи Эстемировой и её убийстве. 
Однако ЕСПЧ ставит под сомнение тщательность расследования, в частности, качество анализа следователями доказательств и обоснованность их выводов. Например, эксперты не смогли выяснить с достаточной уверенностью:
  • были ли пули и гильзы с места происшествия частями одного и того же боеприпаса к огнестрельному оружию;
  • соприкасалась ли камуфляжная форма, найденная в доме Башаева с одеждой Эстемировой;
  • использовался ли глушитель с пистолетом, который предположительно принадлежал Башаеву;
  • принадлежали ли волокна, найденные в автомобиле, одежде Наталье Эстемировой.
ЕСПЧ установил, что следователи не объяснили, почему на теле Эстемировой, на месте преступления или внутри автомобиля не было обнаружено следов ДНК Башаева или других членов незаконного вооруженного формирования. Суд также отметил, что большую часть материалов уголовного дела российские власти не раскрыли. 
ЕСПЧ отметил, что обстоятельства дела не следует рассматривать в отрыве от профессиональной деятельности Натальи Эстемировой как правозащитницы.

Текущая ситуация

После принятия решения ЕСПЧ власти не проинформировали родственников Натальи Эстемировой о каких-либо новых следственных действиях. Это означает, что власти, вероятно, не предприняли никаких усилий по устранению недостатков, установленных ЕСПЧ.
Многие коллеги Эстемировой давали следователям подробные показания о том, что перед смертью Наталья расследовала и разоблачала грубые нарушения прав человека в Чечне, в том числе убийства, похищения и пытки. Правозащитница предоставила доказательства того, что эти преступления совершали чеченские полицейские. Эстемирова и ее коллеги из грозненского офиса Правозащитного центра «Мемориал» регулярно получали угрозы от чеченских властей. 
За первые шесть месяцев расследования следователи собрали большое количество доказательств в подтверждение возможной связи преступления с профессиональной деятельностью Эстемировой. Но с января 2010 года власти расследовали только одну версию преступления, связанную с военизированными формированиями, неподконтрольными властям. Многочисленные противоречия этой версии описаны в решении ЕСПЧ, в отчетах «Мемориала», FIDH и «Новой газеты».

Выводы и рекомендации Центра «Мемориал» и EHRAC

Российские власти не предоставили в Комитет министров никаких планов действий или отчетов, касающихся исполнения этих трех дел. Учитывая, что Россия не сотрудничает с Советом Европы, ожиданий, что такие отчёты появятся, нет.
Все три дела касаются убийств критиков российской власти. Эти случаи не единичны, поскольку были и другие убийства и их попытки. Это в том числе убийство Бориса Немцова, попытки убийства Алексея Навального, Владимира Кара-Мурзы, Сергея и Юлии Скрипалей. В 2023 году произошли два покушения на журналистов «Новой газеты» — отравление Елены Костюченко и избиение Елены Милашиной.
Российские власти также не смогли эффективно расследовать эти дела, в том числе причастность к этим преступлениям государственных агентов. Россия продолжает систематически преследовать журналистов, правозащитников и других представителей гражданского общества.
В российском законодательстве предусмотрена конкретная статья за преступления, касающиеся атак на журналистов. Однако эта статья не применяется эффективно. Более того, мы считаем, что должны быть аналогичные положения, обеспечивающие особую защиту правозащитников и активистов оппозиции.
Отсутствие эффективных расследований по подобным делам является системной проблемой, которая требует особого внимания со стороны российских властей. 
ЕСПЧ отметил, что недостаточно просто установить непосредственного исполнителя преступления — также нужно установить того, кто заказал и организовал убийство. Однако в таких случаях мы видим, что даже установление непосредственного исполнителя не приводит к адекватному расследованию и установлению организатора преступления. 
Например, в деле об убийстве Бориса Немцова, где были установлены исполнители, один из них был искусственно объявлен организатором преступления, хотя у него не было должного мотива и средств для организации такого преступления. 
Настоящей причиной такого нежелания устанавливать организаторов этих преступлений может быть то, что это приведет к выводам о причастности к преступлениям агентов государства, включая сотрудников ФСБ и других государственных органов.
Эти дела также подчеркивают системную проблему непрозрачности расследования и доступа к материалам уголовных дел. Российские власти не предоставляют доступ к материалам дел международным органам, особенно ЕСПЧ. Причиной нежелания раскрывать материалы может стать наличие доказательств, компрометирующих представителей власти.
Лучший способ предотвратить такие новые преступления — привлечь к ответственности виновных в уже совершенных преступлениях.
Рекомендуем Комитету Министров указать властям России:
  • Адекватно расследовать связь убийства Политковской с её журналистской деятельностью, установить заказчика преступления;
  • Провести серьезное расследование версии об убийстве Литвиненко агентами государства из-за его критики российских властей;
  • Расследовать роль Лугового и Ковтуна в преступлении, установить их возможного руководителя и расследовать их связь с российскими властями;
  • Расследовать, кто несет ответственность за производство яда полония-210, использованного во время преступления, и как он попал в руки Лугового и Ковтуна;
  • Возобновить расследование убийства Натальи Эстемировой;
  • Расследовать версию об организации похищения и убийства Эстемировой представителями государства;
  • Привлечь всех виновных по этим делам к ответственности;
  • Прекратить политику общей нетерпимости правительства по отношению к его критикам, отменить репрессивные законы и практику по отношению к ним, а также прекратить разжигание ненависти, используемое властями, которое провоцирует убийства и создает общую атмосферу безнаказанности;
  • Внести изменения в законодательство, чтобы обеспечить эффективную защиту журналистов, правозащитников, оппозиционеров и активистов;
  • Расследовать или повторно расследовать все известные убийства критиков властей, уделяя особое внимание возможным связям преступлений с профессиональной или другой общественной деятельностью жертв;
  • Во всех случаях обеспечить полный доступ к материалам уголовных дел семьям жертв и международным правозащитным механизмам;
Рекомендуем также Комитету Министров принять следующие меры:
  • Предложить международному сообществу создать независимый международный механизм для расследования таких случаев;
  • Довести эти случаи до сведения Комитета ООН по правам человека, Совета ООН по правам человека, Специального докладчика ООН по внесудебным казням, Специального докладчика ООН по правам человека в России и других соответствующих международных правозащитных механизмов.

Полная версия доклада (на английском)

Поделиться в социальных сетях

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в социальных сетях

Пресс-службаpress@memohrc.org

Центр защиты прав человека «Мемориал» использует европейскую политику сбора и хранения данных пользователей GDPR

Мы используем файлы cookie

Это нужно для сбора статистики и вашего удобства. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы можем сохранять на вашем устройстве cookie — небольшие текстовые файлы, которые запоминают ваши предпочтения и некоторые детали вашего посещения