ЕСПЧ присудил компенсацию участнику протеста в Ингушетии

26 МАР. 2024

Preview Image

Европейский суд по правам человека назначил компенсацию 3500 евро Исропилу Нальгиеву — участнику акции протеста в Магасе в марте 2019 года против поправок в Конституцию Ингушетии. Рассказываем о преследовании Нальгиева и решении ЕСПЧ.

Обыск и задержание

26 марта 2019 года житель села Али-Юрт Назрановского района Исропил Нальгиев участвовал в согласованном митинге в Магасе против поправок в Конституцию Ингушетии. Поправки касались изъятия из Конституции некоторых положений о референдуме, их планировали принять на фоне отчуждения части территории республики в пользу Чечни.

3 апреля в шесть часов утра к нему домой с обыском пришли силовики. По словам Нальгиева, они не представились, не показали удостоверений и постановление об обыске. В это время дома были его мать, сестра-подросток и беременная жена — у всех членов семьи изъяли телефоны. Они были шокированы происходящим. Нальгиев попросил пригласить в качестве понятых соседей, но ему не позволили. Силовики привезли с собой неизвестных, которых использовали в качестве понятых. 

Кроме того, Нальгиеву в грубой форме запретили звонить адвокату, после чего у него отобрали телефон и больше не вернули. Нальгиева посадили в гражданскую машину без опознавательных знаков и номеров. На него надели наручники и посадили между вооруженными людьми в масках. Нальгиеву и членам семьи сообщили, что его повезут в Следственный комитет. Однако в итоге, как полагает Нальгиев, его увезли на базу Росгвардии на окраине Назрани. Машина остановилась на парковке этой базы примерно в 07:30, но Нальгиева не выпускали из машины еще примерно три часа.

Когда мужчину увезли, силовики продолжили обыск в его доме. Закончив, они заставили мать Нальгиева подписать опись изъятого имущества, однако копию документа не дали. По словам Исропила, силовики изъяли вещи, принадлежащие членам семьи, на сумму около 100 тыс. рублей.

Административное дело и жалоба в ЕСПЧ

3 апреля в отношении Нальгиева составили протокол по статье о нарушении порядка проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 20.2 КоАП). В вызове адвоката ему отказали.

Позднее Магасский районный суд признал Нальгиева виновным и оштрафовал на 20 тыс. рублей. Верховный суд Ингушетии оставил решение в силе.

16 октября 2019 года Исропил Нальгиев при помощи юристов «Мемориала» подал жалобу в ЕСПЧ на незаконное преследование за участие в публичной акции и на длительное задержание (ст. 5, 6, 10 и 11 Конвенции). В жалобе Нальгиев указал:

·  он провёл в полиции 13 часов — по закону, если статья «неарестная», то срок задержания не может превышать три часа.

·  длительность доставления на допрос и в здание суда была чрезмерной;

·  во время суда гособвинитель отсутствовал;

·  его преследуют исключительно за участие в публичной акции.

Также Нальгиев в жалобе сослался на решение Суда в деле «Навальный и Яшин против России».

Уголовное дело

4 февраля 2020 года, снова около шести утра, к Нальгиеву на двух микроавтобусах и нескольких легковых автомобилях приехали вооруженные силовики в масках. Часть из них куда-то увезли Нальгиева еще до начала обыска и не сообщили родным, куда его доставят.

Оставшиеся силовики обыскивали дом на протяжении примерно двух часов, изъяли мобильный телефон и ноутбук Исропила. Обыск проводили на основании постановления следователя Евгения Нарыжного, который занимался расследованием дела о мартовских протестах в Магасе. В качестве понятых силовики опять привлекли двух неизвестных в гражданском.

После обыска мать Исропила Лизу Нальгиеву доставили в Следственное управление СКР по Северной Осетии-Алании во Владикавказе. Ее допросили в качестве свидетеля и после обеда отпустили. В это время женщине позвонил сын и сообщил, что его отвезли в ИВС Нальчика. Мать впоследствии сообщила сотрудникам ПЦ «Мемориал», что машины, на которых к ним приезжали силовики, были без номеров. Однако, не доезжая до границы с Осетией, они остановились и прикрепили номера 15 региона (Северная Осетия).

На следующий день после задержания городской суд Нальчика избрал Нальгиеву меру пресечения в виде заключения под стражу. Исропилу предъявили обвинение по статье о применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти (ч.1 ст. 318 УК). 11 сентября в ходе прений гособвинитель просил суд назначить Нальгиеву наказание в виде 1 года и 3 месяцев колонии общего режима. 

Адвокат Хусейн Гулиев просил суд исключить политический мотив из обвинения его подзащитного. Сам Нальгиев отказался от дачи показаний в суде и от последнего слова, но частично признал вину — он кинул стул в росгвардейца, но также отрицал в своих действиях политический мотив. Тем не менее судья в качестве отягчающего обстоятельства указал в приговоре мотив политической вражды. 

21 сентября 2020 года Железноводский городской суд Ставропольского края признал Исропила Нальгиева виновным. Суд приговорил его к 11 месяцам лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима. Нальгиева отпустили в зале суда с учётом времени, проведённого в СИЗО (день за полтора).  

Поддержка ПЦ «Мемориал»

В декабре 2023 года Нальгиев выступил в поддержку ПЦ «Мемориал» —  он записал видео, в котором призвал суд отказать прокуратуре в иске о ликвидации.

«"Мемориал" является старейшей правозащитной организацией в нашей стране, но сегодня мы видим нападки на нее. Я, как и многие здравомыслящие люди, считаю, что это нападки на сами права человека. У нас в Ингушетии уже на протяжении нескольких лет идет одно из крупнейших политических преследований — это "ингушское дело". Наш народ знает, что такое нарушение прав человека, так как в отношении нашего народа они нарушались неоднократно. Организация "Мемориал" неоднократно приходила на помощь нашим согражданам и народу в целом, поэтому считаю своим долгом поддержать эту организацию», — сказал Нальгиев.

Решение ЕСПЧ

Дело Исропила Нальгиева было объединено с делами семерых активистов из Краснодарского края в одно дело — «Борисова и другие против России».

21 марта 2024 года Европейский суд по правам человека вынес решение по делу. В случае Нальгиева суд признал, что российские власти нарушили его право на свободу собраний и объединений (ст. 11 Конвенции) и на беспристрастный суд (ст. 6 Конвенции) в связи с отсутствием стороны обвинения в процессе по административному правонарушению.

ЕСПЧ назначил Исропилу Нальгиеву компенсацию в размере 3500 тыс. евро.

К сожалению, сейчас власти России не выплачивают компенсации, присужденные ЕСПЧ после 15 марта 2022 года. Мы призываем изменить эту практику, противоречащую международным обязательствам России.

Поделиться в социальных сетях