Суд отказался признать незаконным включение Центра «Мемориал» в реестр «иноагентов»

26 ИЮЛЯ 2024

25 июля состоялось заседание Замоскворецкого районного суда Москвы о признании незаконным включение Центра «Мемориал» в реестр «иноагентов». Выступление ответчика, представителя Министерства юстиции, было коротким, а решение судьи быстрым — в иске ЦЗПЧ отказали.
Исковое заявление в Замоскворецкий районный суд Москвы подал председатель Центра «Мемориал» Сергей Давидис. В заявлении он указал, что признание ЦЗПЧ «иноагентом» — незаконно, возлагает на организацию дополнительные обязанности, а также нарушает её конституционные права и является политически мотивированным. В начале июля Министерство юстиции прислало возражения на это исковое заявление. Описывая направления деятельности Центра «Мемориал», Минюст указал, что ЦЗПЧ оказывает юридическую помощь «подвергшимся политическим преследованиям» (фразу взяли в кавычки), а также распространяет материалы «иноагентов». А заявления Совета ЦЗПЧ о нарушениях прав человека в России Минюст рассматривает как «политическую деятельность».
Заседание по иску состоялось в Замоскворецком районном суде Москвы 25 июля 2024 года. 

Выступление Александры Баевой

Юристка Центра «Мемориал» Александра Баева подчеркнула в своей речи, что Министерство Юстиции само перечисляет в возражениях такие направления деятельности ЦЗПЧ, как помощь беженцам, мигрантам, мобилизованным и другим людям, оказавшимся в очень сложных жизненных ситуациях. То есть Минюст признает значение правозащитной деятельности Центра «Мемориал», и тем не менее, считает ее деятельностью «иностранного агента».
«Эти люди сталкиваются с тяжелейшим нарушением прав человека, например, с похищениями или пытками, и не могут получить квалифицированную юридическую помощь только потому, что дискриминационный закон [об «иноагентах»] до сих пор действует на территории Российской Федерации и применяется не только к ПЦ и ЦЗПЧ «Мемориал», но к любому, кто высказывает хоть какое-то неодобрение действиям российских властей», — сказала Александра Баева.
Работа правозащитников, подчеркнула Баева, необходима в любой стране. Нарушения могут случиться везде, главное, чтобы государство компенсировало случившиеся нарушения и не допускало их в дальнейшем. Но вместо этого, оно ставит клеймо «иноагентов» на людей, которые заявляют о нарушениях и чья позиция идет вразрез с официальной позицией российских властей. Ставя такое клеймо, Министерство юстиции, фактически, мешает работе правозащитников, демонстрируя тем самым, что эта деятельность ему абсолютно не важна.
«Министерство юстиции, — продолжила Баева в своей речи, — не может даже пояснить, какой конституционно одобряемой цели служит данное законодательство [об «иностранных агентах»], почему оно применяется и в каких случаях. Опять же, формальные признаки найдены, и любой человек или организация могут быть включены в реестр <…> Любой пост в интернете, любая публикация, любой твит на 140 знаков уже может быть причиной включения в реестр. Или любой контакт с иностранцем может быть включен в реестр. Это настолько широкая рамка, что в нее попадает, фактически, любая организация, любой человек. Даже любой человек, находящийся в этом зале».

Выступление представителя Минюста

В ответной речи представитель Минюста Воробьев заявил, что, несмотря на включение в реестр и ликвидацию в связи с нарушением законодательства об иностранных агентах, бывшие сотрудники ПЦ «Мемориал» продолжают планомерно игнорировать законодательство. Единственная цель создания общественной организации ЦЗПЧ «Мемориал», по словам Воробьева, —  «выйти в серую зону: те же самые люди осуществляют ту же самую деятельность просто уже вне правового поля Российской Федерации». 
Также Воробьев заявил, что решение ЕСПЧ с рекомендацией исключить закон об «иноагентах», который не соответствует Конвенции о правах человека и Конституции Российской Федерации, было вынесено уже после того, как Российская Федерация вышла из-под юрисдикции Европейского Суда. Юристке ЦЗПЧ «Мемориал» пришлось напомнить представителю Минюста, что хотя российские граждане не могут больше отправлять новые жалобы в Европейский суд, все дела, в которых права были нарушены до 16 марта 2022 года и которые были поданы — порядка 15 000 дел — будут рассмотрены. Российская Федерация обязана исполнить эти решения. Иначе она нарушает международный договор.

Решение суда

После непродолжительного размышления судья Замоскворецкого районного суда Патык вынесла решение: отказать ЦЗПЧ «Мемориал» и Сергею Давидису в иске к Министерству юстиции о признании незаконным включения в реестр «иностранных агентов».

Александра Баева

юристка Центра «Мемориал»

«Решение абсолютно ожидаемое. Самое интересное в возражениях Министерства юстиции, на мой взгляд, — это отсылки к другим иностранным агентам. То есть буквально все, кто так или иначе общается или работает с иностранными агентами, могут получить такой же статус. Другой аргументации у Министерства юстиции нет, но они для своих возражений собрали очень хороший перечень публикаций ЦЗПЧ, который только доказывает, насколько важна деятельности нашей организации».

Поделиться в социальных сетях