Материалы сюжета «Дело ингушской оппозиции»

Посмотреть сюжет

02 ИЮНЯ 2023

«Ингушское дело»: заседание 2 июня

02 ИЮНЯ 2023

Комментирует адвокат Басир Оздоев

Preview Image

Фото: Дарья Корнилова

Сегодня, 2 июня в Ставропольском краевом суде состоялось очередное заседание по «Ингушскому делу»

Об «ингушском деле»

27 марта 2019 года в Магасе состоялся разгон митинга против изменения административной границы с Чечнёй. Он стал началом репрессий в отношении ингушской оппозиции. В результате против сотен участников народного протеста возбудили административные дела, против десятков — уголовные.

В декабре 2021 Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках приговорил к срокам от 7,5 до 9 лет лишения свободы:

— Малсага Ужахова — председателя Совета тейпов ингушского народа;
— члена этого Совета Ахмеда Барахоева;
— Зарифу Саутиеву — бывшую заместительницу директора республиканского «Мемориального комплекса жертвам репрессий»;
— Мусу Мальсагова — председателя ингушского отделения «Российского красного креста»;
— Исмаила Нальгиева — главу организации «Выбор Ингушетии», занимающейся наблюдением на выборах;
— Багаудина Хаутиева — главу Совета молодежных организаций Ингушетии;
— Бараха Чемурзиева — председателя общественного объединения «Опора Ингушетии».

Их признали виновными в применении насилия к представителям власти (ст. 318 УК), создании экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) и участии в нем.

Малсага Ужахова также осудили за создание организации, побуждающей граждан к совершению противоправных деяний (ч. 2 ст. 239), а Ахмеда Барахоева — за участие в ней (ч. 3 ст. 239 УК).

Дело восьмого участника процесса, Ахмеда Погорова, выделили в отдельное производство.

Над делом работали 13 адвокатов и семь общественных защитников. По их мнению, все обвинения носили декларативный характер. В обвинительном заключении часто использовались слова «вероятно», «предположительно», «может быть», а слово «примерно» использовано 11 тысяч раз.

С января 2023 Ставропольский краевой суд в Пятигорске рассматривает апелляционную жалобу осужденных.

Подробно о преследовании мы рассказывали в материале: «Одно из самых массовых политических дел в истории России».  

На прошлом заседании 1 июня суд частично удовлетворил заявленные ранее ходатайства: исследование письменных материалов разрешил, а в исследовании видео- и аудиоматериалов полностью отказал. Также отказал в допросе свидетеля Дауда Хучиева, о вызове в суд которого просил подсудимый Багаудин Хаутиев.

Также адвокаты Башир Точиев и Джабраил Куриев заявили ходатайства об удалении из материалов дела протокола обыска у Ахмеда Барахоева и о возвращении дела прокурору связи с многочисленными нарушениями соответсвенно. Суд отказал в удовлетворении обоих.

2 июня

Сегодняшнее заседание суда прошло быстро. На нем планировали рассмотреть ходатайства защиты о приобщении материалов, характеризующих подсудимых — успели выступить только два адвоката.

Магомед Беков попросил приобщить материалы, характеризующие Мусу Мальсагова, Бараха Чемурзиева и Зарифу Саутиеву. Андрей Сабинин выступил с аналогичной просьбой в интересах своего подзащитного Исмаила Нальгиева

Барах Чемурзиев обратил внимание суда на то, что некоторым из подсудимых высшее образование указали как смягчающее обстоятельство, а некоторым нет.

По остальным подсудимым характеризующие материал подадут на следующем заседании.

Следующие заседания состоятся 8 и 9 июня. Если защита на них не заявит новых ходатайств, в суде планируют перейти к прениям.

Комментарий адвоката Басира Оздоева

Басир Оздоев и Олег Орлов, фото: Дарья Корнилова

По словам Басира Оздоева, адвоката Багаудина Хаутиева, отказав защите в праве исследовать видео и аудио материалы, суд не захотел объективно разобраться в обстоятельствах дела.

«Суд зачитал только описательную и заключительную часть своего решения об отказе исследовать видео материалы, поэтому мы не знаем, чем он руководствовался.  В том числе отказал в исследование видео диска “Утро. Магас”. Это трёхчасовое видео по факту, главное доказательство, — рассказывает адвокат. —  Если судья будет выносить решение, он будет это делать без малейшего представлен о том, что происходило на площади в Магасе и будет ссылаться на решения суда первой инстанции. Но краевой суд должен быть независимым от оценки суда первой инстанции, а получается, что у апелляционной инстанции нет своего суждения».

Поделиться в социальных сетях