Дело ингушской оппозиции

27 марта 2019 года в Магасе состоялся разгон митинга против изменения административной границы с Чечнёй. Он стал началом репрессий в отношении ингушской оппозиции. В результате против сотен участников народного протеста возбудили административные дела, против десятков — уголовные.
В декабре 2021 Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках приговорил к срокам от 7,5 до 9 лет лишения свободы:
  • Малсага Ужахова — председателя Совета тейпов ингушского народа;
  • члена этого Совета Ахмеда Барахоева;
  • Зарифу Саутиеву — бывшую заместительницу директора республиканского «Мемориального комплекса жертвам репрессий»;
  • Муса Мальсагов — председателя ингушского отделения «Российского красного креста»;
  • Исмаила Нальгиева — главу организации «Выбор Ингушетии», занимающейся наблюдением на выборах;
  • Багаудина Хаутиева — главу Совета молодежных организаций Ингушетии;
  • Бараха Чемурзиева — председателя общественного объединения «Опора Ингушетии».
Их признали виновными в применении насилия к представителям власти (ст. 318 УК), создании экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) и участии в нем.
Малсага Ужахова также осудили за создание организации, побуждающей граждан к совершению противоправных деяний (ч. 2 ст. 239), а Ахмеда Барахоева — за участие в ней (ч. 3 ст. 239 УК).
Дело восьмого участника процесса, сопредседателя Всемирного конгресса ингушского народа Ахмеда Погорова, выделили в отдельное производство.
Над делом работали 13 адвокатов и семь общественных защитников. По их мнению, все обвинения носили декларативный характер. В обвинительном заключении часто использовались слова «вероятно», «предположительно», «может быть», а слово «примерно» использовано 11 тысяч раз.
Подробно о преследовании мы рассказывали в материале: «Одно из самых массовых политических дел в истории России».
28 июля 2023 года Ставропольский краевой суд в Пятигорске оставил в силе приговор фигурантам «ингушского дела». В ходе рассмотрения апелляционных жалоб защите удалось доказать, что главной причиной уголовного преследования этих людей стала их популярность и авторитет в ингушском обществе. Суд апелляционной инстанции проигнорировал все доводы защиты и даже ужесточил приговор в части ограничения свободы после отбытия наказания — суд изменил  границы передвижения осужденных с «по месту пребывания» на «в пределах муниципального округа».
В январе 2024 года защита отправила жалобу на решение суда апелляционной инстанции и замечание на протокол судебного заседания, в котором были допущены ошибки.
7 июня 2024 года судья Тимур Куадже удовлетворил ходатайство адвокатов. Он постановил снять кассационную жалобу с производства и вернуть дело в апелляционную инстанцию.
Осужденные отбывают наказание в следующих исправительных учреждениях:
  • Барах Чемурзиев, Багаудин Хаутиев и Исмаил Нальгиев в ИК-6 хутора Дыдымкин, Ставропольский край;
  • Зарифа Саутиева в ИК 7 г. Зеленокумск, Ставропольский край;
  • Ахмед Барахоев в ИК №1 г. Ярославль;
  • Муса Мальсагов и Малсаг Ужахов в ИК-12 города Волжский Волгоградской области.

Поделиться в социальных сетях