Материалы сюжета «Дела Европейского Суда по правам человека»

Посмотреть сюжет

Комитет министров Совета Европы о преследованиях правозащитников в России

25 СЕНТ. 2024

Preview Image
19 сентября Комитет министров Совета Европы опубликовал решение по исполнению группы постановлений ЕСПЧ по политически-мотивированным преследованиям правозащитников, а также заметки о докладах НКО о ситуации в России.

Обращение юристов

30 июля 2024 года юристы Центра «Мемориал» и ОВД-Инфо направили в Комитет министров Совета Европы обращение об исполнении двух постановлений ЕСПЧ по 18 статье Европейской конвенции по правам человека — о пределах использования ограничений в отношении прав.
Эта статья подразумевает, что ограничения прав, предусмотренные Конвенцией, не должны использоваться для целей, которые ей противоречат. В частности, в рамках этой статьи ЕСПЧ рассматривает политически мотивированные преследования.
В обращении юристы опирались на решения ЕСПЧ по делам «Коган и другие против России» и «Кутаев против России», которые Суд вынес в 2023 году. В обоих решениях Суд указал, что, помимо других статей Европейской конвенции, российские власти нарушили статью 18.

Решения ЕСПЧ

«Коган и другие против России»

Заявители по этому делу — гражданка США Ванесса Коган и гражданин России Григор Аветисян. Супруги-правозащитники много лет работали с ЕСПЧ по делам, в основном касающимся конфликта в Чеченской Республике, а также с Комитетом министров по вопросам исполнения решений ЕСПЧ.

ЕСПЧ установил нарушение права супругов и их детей на уважение семейной жизни (ст. 8 Конвенции) — ранее Коган лишили российского вида на жительство по «соображениям национальной безопасности». Заявители считают, что лишение ВНЖ преследовало скрытую цель — наказать супругов за их правозащитную деятельность. (ст. 18 в сочетании со ст. 8 Конвенции).

«Кутаев против России»

В 2014 году чеченского правозащитника Руслана Кутаева незаконно арестовали по подозрению в хранении наркотиков. Это произошло незадолго до проведения конференции, посвященной годовщине депортации чеченского и ингушского народов при сталинском режиме.

Кутаев традиционно организовывал конференцию 23 февраля, в день начала депортации, который многие чеченцы считают днём ​​трагедии. В этот же день в России отмечается День защитника Отечества. Глава Чечни Рамзан Кадыров не одобрил выбор дня конференции, поскольку ранее он постановил, что День памяти и скорби будет отмечаться 10 мая. Позже Кадыров публично признал, что арест заявителя был связан с организацией конференции.

ЕСПЧ установил нарушение права Кутаева на свободу и личную неприкосновенность, так как правозащитника наказали за организацию конференции в дату, отличную от установленной Кадыровым, а также за отказ присутствовать на встрече с главой Чечни для обсуждения этого вопроса (ст. 18 в сочетании со ст. 5 Конвенции).

Суд принял во внимание правозащитную работу Кутаева в Чечне, тему организованной им конференции, применение к нему пыток для получения признания и прямое участие высокопоставленных чиновников в деле заявителя.
Юристы указали, что решения по делам Коган и Кутаева поднимают системные проблемы запугивания правозащитников и активистов в России, и обратили внимание Комитета министров Совета Европы, что российские власти:
  • продолжают нарушать ст. 18 Конвенции;
  • усиливают давление на правозащитников, которые работают на Северном Кавказе, сотрудничают с международными организациями или занимаются вопросами исторической памяти;
  • препятствуют въезду в страну активистов по «соображениям национальной безопасности»;
  • принимают законы, чтобы подавить правозащитную деятельность и свободу выражения мнений.
Подробнее об обращении юристов в Комитет министров Совета Европы читайте здесь.

Решение Комитета министров Совета Европы

17-19 сентября Комитет министров Совета Европы провел заседания и вынес решение.
Комитет напомнил: несмотря на то, что Россия больше не является членом Совета Европы, она по-прежнему должна соблюдать Конвенцию, в том числе постановления ЕСПЧ. Обеспечить выполнение Россией этих обязательств — важная задача Комитета министров и международного сообщества, которое взаимодействует с российскими делегациями в разных международных организациях, таких как ООН. Только так можно гарантировать целостность международной системы защиты прав человека.
Заявления, которые подают неправительственные организации, — важный источник информации о ситуации в России. Необходимо продолжать эту работу.
Комитет подчеркнул, что в делах Коган и Кутаева власти России обязаны:
  • обеспечить выплату справедливой компенсации;
  • пересмотреть вопрос о предоставлении вида на жительство Ванессы Коган;
  • пересмотреть дело Руслана Кутаева и провести полное расследование применения к нему пыток.
Что касается общих мер, то Комитет считает необходимым:
  • обеспечить соблюдение баланса между интересами национальной безопасности и правом на уважение семейной и частной жизни (ст. 8 Конвенции);
  • обеспечить независимость судебной системы, ее защиту от внешнего политического давления, в частности, для решения проблемы произвольных арестов и неправомерного использования ограничений прав в скрытых целях (ст. 18 Конвенции);
  • прекратить спонсируемые государством кампании в СМИ против критиков власти.
Комитет выразил глубокое сожаление, что правозащитникам, неправительственным организациям и другим представителям гражданского общества в России приходится в последние годы работать во враждебных политических и социальных условиях.

О преследованиях правозащитников в России

Кроме решения по исполнению группы дел по политически-мотивированным преследованиям правозащитников, Комитет министров Совета Европы опубликовал заметки о ходе этого исполнения и о докладах НКО по ситуации в России. В частности Комитет резюмировал следующие выводы из докладов НКО:
  • Содействие в выполнении решений международных организаций, участником которых Россия не является, стало с 28 апреля 2023 года уголовно наказуемым деянием и наказывается штрафом или тюремным заключением на срок до 5 лет.
  • Ведется преследование за сотрудничество с международными организациями, такими как ЕСПЧ или органами ООН, включая Экономический и социальный совет или Комитет по правам человека.
  • Поступают сообщения о выдворениях правозащитников, у которых нет российского гражданства, и о запретах на въезд. В апреле 2023 года в закон были внесены поправки, позволяющие лишать гражданства любого россиянина за «совершение действий, угрожающих национальной безопасности РФ». В результате правозащитники вынуждены уезжать из России.
  • Против правозащитников возбуждают уголовные дела. Особенно остро эта проблема стоит на Северном Кавказе.
  • Продолжается практика серьезных нарушений прав человека на Северном Кавказе, в частности, преследование правозащитников в Чечне, о чем свидетельствуют постоянные сообщения о похищениях и пытках активистов.
  • Продолжаются преследования за освещение исторических событий, связанных с массовыми репрессиями в СССР и России, особенно активистов «Мемориала».
  • Законодательство об «иностранных агентах» применяется неправомерно и стало еще более репрессивным. С июля 2023 года власти могут проводить внезапные проверки. С мая 2024 года «иностранным агентам» запрещено участвовать в выборах, а ранее избранных депутатов могут отстранить от должности. Отчеты о положении в области прав человека свидетельствуют: лица, объявленные «иностранными агентами» более уязвимы для судебного преследования, в частности для произвольных уголовных обвинений.
  • Власти злоупотребляют законом о «дискредитации армии» и применяют его к тем, кто выступает против войны. Были назначены тысячи наказаний, которые предусматривают «легкую» административную ответственность в виде штрафов или коротких сроков заключения. По состоянию на август 2024 года было также возбуждено 126 уголовных дел за «дискредитацию армии», которые предусматривают суровое наказание в виде тюремного заключения сроком до 15 лет.
  • Поправки, принятые в июле 2024 года, позволяют объявить «нежелательной» любую иностранную или международную организацию, если ее учредителем или членом является иностранный государственный орган. В этот список внесли около 178 организаций, в основном — правозащитные организации (например, Transparency International, Agora, Article 19, Greenpeace International) и независимые СМИ. Все чаще привлекают к ответственности обычных читателей за репост в социальных сетях публикаций из «нежелательных» СМИ, а также экспертов, которые сотрудничают с ними.
  • Законодательство об экстремизме применяют неправомерно. Недавние примеры — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального и связанные с ним группы; Meta (ранее Facebook); и так называемое «Международное ЛГБТ-движение».
  • В УК появились неожиданные поправки: о «призывах к введению мер ограничительного характера» в отношении Российской Федерации, ее граждан или юридических лиц; о содействии иностранному государству, иностранной организации, неопределённому неконституционному формированию или их представителям в осуществлении враждебной деятельности против безопасности государства (в качестве элемента государственной измены); о сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией с целью оказания им содействия в деятельности, направленной против безопасности РФ.
Использование этих репрессивных инструментов приводит к системному уничтожению гражданского общества в России. В результате его участники оказываются либо в заключении, либо в вынужденном изгнании. 
Комитет предлагает государствам-членам Совета Европы и других международных организаций, в частности ООН, продолжить обсуждение этих вопросов с российскими властями. Репрессии в отношении гражданского общества должны прекратиться, а российские власти обязаны обеспечить реабилитацию пострадавших от репрессий. Такая реабилитация может включать отмену санкций и ограничений, в частности уголовных или административных, публичные извинения и выплату компенсаций.

Татьяна Черникова

Юрист Центра «Мемориал»

«Очень радует, что пять НКО представили Комитету министров свои доклады, в которых подробно описали разные аспекты преследования правозащитников и активистов в России, включая репрессивное законодательство и практику. Эти доклады хорошо демонстрируют системность проблемы. А в условиях отсутствия докладов о ходе исполнения постановлений ЕСПЧ со стороны властей России, очень важно, чтобы Комитет министров продолжал получать независимую информацию по этой теме, которая в будущем должна стать частью демократических реформ в России. Также радует, что Комитет министров в целом поддержал выводы правозащитников. Надеюсь, что международное сообщество продолжит уделять внимание этому вопросу и что любые политически-мотивированные преследования в России (включая преследования правозащитников) будут прекращены».

Поделиться в социальных сетях