11 ИЮЛЯ 2023

Ликвидацию ПЦ «Мемориал» обжаловали в ЕСПЧ

11 ИЮЛЯ 2023

Рассказываем, какие статьи Конвенции нарушили российские власти при ликвидации ПЦ «Мемориал»

10 июля юрист Центра «Мемориал» Жаргал Будаев направил в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на решение о ликвидации ПЦ «Мемориал».
Напомним, 12 ноября 2021 года Правозащитный центр «Мемориал» получил уведомление об иске Генпрокуратуры о ликвидации организации. 29 декабря того же года Мосгорсуд постановил ликвидировать ПЦ «Мемориал». 5 апреля 2022 Верховный суд оставил решение в силе.
Уже через два месяца сторонники ликвидированного правозащитного центра создали ЦЗПЧ «Мемориал». 
Юрист ЦЗПЧ Жаргал Будаев пояснил: жалоба практически идентична той, которую подали в прошлом году против ликвидации «Международного Мемориала». «Время идёт, но попытки уничтожить "Мемориалы" и правозащитное движение в целом только усиливаются, уголовные дела против наших коллег познают новые пределы абсурда», — говорит юрист.

Жаргал Будаев

«Тем не менее, аргументы у нас всё те же — преследование правозащитников в России не имеет ничего общего с законом и лишь стремится подавить неудобные голоса, чего в демократическом обществе быть не должно»

Жаргал Будаев

Какие статьи Конвенции нарушили российские власти при ликвидации ПЦ «Мемориал»

  • Статьи 10 и 11
Ликвидация ПЦ «Мемориал» — это вмешательство в право на свободу объединения, указано в жалобе. Оно не было предусмотрено законом и не является необходимым в демократическом обществе.
В июне 2022 года в деле «Экозащита и другие против России» ЕСПЧ признал, что законодательство об иностранных агентах не соответствует требованиям Конвенции. Понятия «политическая деятельность» и «иностранное финансирование» недостаточно предсказуемы и не имеют достаточных гарантий от злоупотреблений. Также ПЦ «Мемориал» признали «иностранным агентом» на основании дефектных положений закона.
При этом ПЦ добросовестно указывал, что внесен в реестр НКО-иноагентов, отмечают юристы. Он не делал этого в отношении публикаций в социальных сетях, поскольку не считал это обязательным — ведь они не являются «материалом» по смыслу закона.
Более того, на протяжении нескольких лет государственные проверки не усматривали нарушений как в тексте маркировок, так и в том, что их нет в соцсетях. Но затем ПЦ «Мемориал» привлекли к ответственности именно за отсутствие маркировок на интернет-ресурсах и в соцсетях, а также якобы неверное содержание маркировок на других материалах. Из-за того, что нет чётких определений и критериев, у властей есть неограниченная возможность толковать требования о маркировке и привлекать к ответственности.
Ликвидация организации — это непропорционально суровое наказание, подчеркнули юристы. По сути, это проявление борьбы с критиками государства.
Так, в деле «Экозащита и другие против России» ЕСПЧ признал нарушением Конвенции уже то, что государство штрафовало организации-«иностранные агенты» на большие суммы за формальные нарушения, в том числе по поводу маркировки. А ликвидация за такие же нарушения — это значительно более строгое наказание. Ее тем более нужно признать не соответствующей требованию необходимости в демократическом обществе.
  • Статья 4 Протокола № 7
ПЦ «Мемориал» ликвидировали в связи с тем, что его привлекали к административной ответственности за отсутствие маркировки об «иноагентстве» (ч. 2 ст. 19.34 КоАП). Но постановления по этим делам уже вступили в законную силу. Решения по этим делам выносили разные суды по ходатайству разных прокуроров в отдельных самостоятельных процессах. Ликвидация стала повторным наказанием разными судами за одно и то же нарушение. 
  • Статья 14
ПЦ «Мемориал» подвергся дискриминационному обращению — его необоснованно ликвидировали из-за иностранного финансирования и из-за отношения к власти. Это не грозит тем, кто не получает такого финансирования и не критикует власть. 
  • Статья 18
Организацию ликвидировали в первую очередь в качестве наказания за критику действий власти, а также для предотвращения такой критики в будущем. Ликвидация чрезмерной реакцией на сугубо формальное правонарушение. Ликвидация была необоснованной и чрезмерной реакцией на сугубо формальное правонарушение.
Кроме того, в параллельном судебном заседании по ликвидации «Международного Мемориала», сестринской организации ПЦ, представители прокуратуры открыто заявили, что не столько формальные правонарушения, сколько деятельность организаций и их критика в отношении власти на самом деле являлась основной причиной.
Сама ликвидация происходила в контексте масштабных ограничений против других независимых НКО, оппозиционных политиков и активистов. Государство не просто использовало негативные выражения в отношении ПЦ, но и закрепило одно из них, «иностранный агент», в законе, который стал основой для его ликвидации. Указанные факторы в совокупности указывают, что главной целью ликвидации ПЦ «Мемориал» было подавление критики в адрес власти.
  • Статья 34
Россия неправомерно отказалась приостановить ликвидацию ПЦ «Мемориал в рамках меры, предписанной ЕСПЧ в соответствии с Правилом 39.
Несмотря на выход России из Европейской конвенции, ЕСПЧ все ещё рассматривает жалобы против государства и регулярно выносит по ним постановления, объяснял Жаргал Будаев. «И хотя российское правительство их игнорирует, важно само подтверждение и освещение системных проблем в стране. Остаётся надежда, что в будущем они все же будут исполнены», — подчеркнул он.

Поделиться в социальных сетях