26 ОКТ. 2023

Российские правозащитники потребовали от властей обеспечить безопасность Магомеду Аламову

26 ОКТ. 2023

Ему угрожают убийством родственники девушки, сбежавшей от домашнего насилия

Preview Image

Магомед Аламов. Фото: «Команда против пыток»

UPD: Мы обновили количество подписавшихся

29 российских организаций и правозащитников подписали требования к властям обеспечить безопасность юристу «Команды против пыток» Магомеду Аламову. Ему угрожают убийством родственники сбежавшей от домашнего насилия девушки. Среди подписавшихся — сопредседатели ЦЗПЧ «Мемориал» Олег Орлов и Сергей Давидис.
Заявление направили Генпрокурору Игорю Краснову, председателю СКР Александру Бастрыкину, министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, главе Совета по правам человека Валерию Фадееву и омбудсмену Татьяне Москальковой.

Что произошло

В начале октября 2023 года к «Команде против пыток» обратились коллеги из кризисной группы СК SOS с просьбой помочь довезти 28-летнюю Марину Яндиеву из Назрани в Минеральные Воды. Девушка много лет подвергалась домашнему насилию.

Марина Яндиева

О своей истории она подробно рассказала «Медиазоне». Так, в 2015 году Яндиеву поместили в подмосковный исламский центр. Там с ней проводили обряды экзорцизма, в ходе которых применяли к ней насилие. В августе 2016 года Марине удалось сбежать из Ингушетии. Ее нашли и вернули домой — по словам девушки, тогда ее избивали люди, привлеченные ее родственниками. После побега за Яндиевой стали строго следить. К октябрю 2023 года надзор за ней ослаб, и она решилась на новый побег. 
5 октября Магомед Аламов подвез Яндиеву по просьбе руководства из Ингушетии в Ставропольский край. Он видел ее впервые, после этого никак не контактировал. Сам правозащитник и его родственники живут в Чечне.
11 октября юристу начали звонить из ЦПЭ Ингушетии. Оперативники требовали, чтобы Аламов явился на допрос в связи с его причастностью к исчезновению Яндиевой. Оказалось, что девушку объявили в розыск как пропавшую без вести. Аламов не мог этого сделать, так как находился в другом регионе. 
Спустя три дня сотрудники чеченской полиции насильно держали брата Аламова в полку им. А. Кадырова ППСП-2 МВД по Чечне. От него требовали связаться с правозащитником и убедить его приехать в Чечню. Аламов вернулся в Чечню, а его брата отпустили.
19 октября Марина Яндиева вместе с адвокатом написала заявление о снятии с розыска в отделе полиции другого региона. Она пояснила, что ушла из дома добровольно из-за постоянного насилия и издевательств со стороны родственников. 
В этот же день Магомед Аламов приехал в отдел полиции в Ингушетии и подтвердил, что подвез девушку по указанию руководства и что она уехала добровольно. При этом адвоката не пустили в отдел, сославшись на план «Крепость». Полицейские потребовали от правозащитника вернуть Яндиеву домой до конца 2023 года и пригрозили, что в противном случае проблемы возникнут у его родственников. 
На следующий день, 20 октября Магомед Аламов явился в полк А. Кадырова. Там он дал  аналогичные объяснения, но в ответ также услышал угрозы и требования вернуть Яндиеву домой. 
23 октября 2023 года Аламов по требованию родственников Марины Яндиевой приехал к ним домой в город Назрань. Оттуда он позвонил Яндиевой и сказал, что в случае если она не вернется домой до конца недели [до 29 октября], ему и его родным грозит смерть. 
Его слова подтвердила и тетя девушки, Зухра Местоева.
«Давай без последствий для людей, без последствий для нашей семьи. Тихо, мирно отпустим этого человека. У него пятеро детей, тяжело больной отец. Маленькие, как котята, дети. Ты же мусульманка, у тебя же есть сердце»

Зухра Местоева в телефонном разговоре с Яндиевой

Яндиева на это ответила, что не хочет возвращаться в Ингушетию, в том числе потому что опасается за свою жизнь. 

Требования правозащитников

Кризисная группа СК-SOS разместила в своём телеграм-канале аудиозапись разговора Марины Яндиевой с родственниками. Авторы заявления расценивают этот разговор как прямые угрозы убийством Магомеду Аламову  и его родственникам. 
Семья Марины Яндиевой — влиятельные в Ингушетии люди. Тетя Зарема Антошкиева — и.о. министра здравоохранения Республики. Дядя работает в МВД по Ингушетии.
«Магомед Аламов сейчас находится в Чечне у своих родственников. Однако он по сути не может самостоятельно принимать решения о передвиженнии: если он уедет, его родственникам будет грозить та же опасность, что и ему. Он вынужден делать то, что от него требуют родственники Марины и "правоохранители", и является к ним по их первому требованию: тем самым Магомед защищает своих родных от произвола», — указано в обращении. 
В своем заявлении правозащитники говорят о том, что работать на Северном Кавказе, оставаясь в безопасности, практически невозможно.  юристы, журналисты и адвокаты постоянно подвергаются нападениям и угрозам. Именно поэтому правозащитники нуждаются в защите государства. 

Из заявления правозащитников:

«Такую защиту государство просто обязано предоставить своим гражданам. 

Российское законодательство предусматривает гарантии государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. 

Мы убеждены, что угрозы лишения жизни в адрес Магомеда Аламова и его близких родственников реальны и требуют незамедлительной и адекватной реакции со стороны правоохранительных  органов. 

Информация о случившемся была широко освещена в средствах массовой информации». 
Правозащитники потребовали незамедлительно обеспечить безопасность Магомеду Аламову и его родственникам и привлечь к ответственности тех, кто им угрожал. 

Поделиться в социальных сетях