02 ИЮНЯ 2023

В чеченском изоляторе умер заключенный. Его могли убить

02 ИЮНЯ 2023

РОВД Старопромысловского района Грозного. Фото: 2jis.ru

«Гражданскому содействию» (ГС) стало известно о смерти Хаважи Магомадова, которого ранее этапировали из Кузбасса в Чечню. Заключенный предупреждал, что не собирается совершать самоубийство и чувствует себя хорошо. 28 мая он умер в ИВС РОВД Старопромысловского района Грозного.

О смерти Магомадова адвокату сообщили сотрудники РОВД только 30 мая. Причина пока неизвестна. В ГС предполагают, что заключенного могли привезти в Чечню для расправы.

Хаважи Магомадова в апреле этапировали из исправительной колонии №44 в Кемеровской области. В колонии его необоснованно наказывали и не предоставляли необходимую медицинскую помощь. Когда Магомадов заболел, врачи диагностировали у него инфильтративный туберкулез правого легкого.

Несмотря на тяжелый диагноз, 40-летнего Магомадова отправили по этапу в Чечню. 5 мая он прибыл в СИЗО-1 в Грозном. По официальной версии — для дачи показаний в качестве свидетеля по другому уголовному делу. Участие Магомадова запросили сотрудники РОВД Старопромысловского района Грозного.

В 2010 году сотрудники этого РОВД похитили Хаважи и его двоюродного брата Бислана Магамадова по подозрению в покушении на силовиков. Сотрудники милиции отвезли их в заброшенный сельский дом, где затем пытали электрическим током, обливали их кипятком и били резиновыми дубинками. Хаважи прострелили ногу. Пытки продолжались несколько дней, пока братья не согласились подписать признания в совершении тяжких преступлений.

С 20 по 28 декабря 2010 года Магомадовы находились в изоляторе временного содержания в Грозном, где их пытали электрическим током и душили мешком. Судмедэкспертиза зафиксировала у Хаважа синяки на левой ступне и руке, шрамы на нижних конечностях, у Бислана — множественные синяки и ссадины на груди, животе и обоих предплечьях. 

С ноября 2010 года по декабрь 2012 года следователи отказали братьям в возбуждении уголовного дела о пытках 14 раз. 21 марта 2012 года суд присяжных Верховного суда Чечни приговорил Магомадовых к 25 годам лишения свободы. Их признали виновными в нескольких эпизодах покушений на сотрудников правоохранительных органов и принадлежности к незаконным вооруженным формированиям.

В 2021 году Европейский суд по правам человека присудил братьям компенсацию — 52 тысячи евро каждому за жестокое обращение со стороны силовиков и приговор на основании выбитых под пытками признательных показаний.

РОВД Старопромысловского района известен в Чечне своими пытками. В 2017 году жители чеченского посёлка Красная Турбина написали коллективное письмо Генеральному прокурору России. Они рассказали, что в РОВД пытают заключённых с применением пакетов, избивают и имитируют расстрелы. Вскоре подписавших письмо жителей стали задерживать.

Хаважи Магомадов понимал, что его жизнь находится в опасности из-за этапирования в Чечню. Он написал заявление о том, что с ним происходит. Магомадов подчеркнул, что его осудили по сфабрикованному уголовному делу и что он не собирается кончать жизнь самоубийством. 

«Преступлений никаких я не совершал и если я себя оговорю, то это будет означать, что меня заставили признаться в этом с применением насилия и шантажа. Я глубоко верующий человек, мусульманин, и кончать жизнь самоубийством я не собираюсь, и религия мне этого не позволяет.

Я обращаюсь к правозащитникам и контролирующим органам с просьбой взять мое дело на контроль и если нужно распространить в СМИ, на что я даю свое согласие», — написал Хаважи Магомадов.

За день до смерти Хаважи Магомадов участвовал в процедуре опознания, которую проводили сотрудники РОВД Старопромысловского района Грозного. Его доставили в отдел из СИЗО-1 города утром 27 мая.

Туда также доставили другого заключенного, которого осудили за хранение оружия и другие преступления. Как предполагает следствие, в 2004 году он купил у Магомадова автомат. На опознание привели человека в маске и с шапкой на голове. Неизвестный сразу указал на Магомадова и сказал, что 19 лет назад он купил у Хаваджи оружие. Опознание закончилось без установления личности этого человека.

После опознания Хаважи Магомадов сказал адвокату, что чувствует себя хорошо, принимает лекарства от туберкулеза. Он был бодрым, строил планы и просил перевести его из колонии в Кузбассе ближе к дому — в Чечню или соседний регион.

Его оставили на ночь в ИВС того же РОВД Грозного. Утром 28 мая в изолятор вызвали врача, который констатировал смерть Хаважи Магомадова.

«Официальная» причина смерти пока неизвестна. «Следственный комитет должен провести свое расследование. В каждой камере и коридорах ИВС есть камеры видеонаблюдения. Даже если Магомадов умер из-за обострения болезни, то это тоже нарушение — тяжело больной человек должен получать медицинскую помощь в больнице, а не умирать в камере», — заявили в ГС.

Поделиться в социальных сетях