Кавказ. Горячие точки
22 АПР. 2024
Верховный суд КБР начал рассматривать дело об увольнении профессора КБГУ
22 АПР. 2024
Мурат Хоконов и его защита считают, что профессора уволили за критику руководства университета
Мурат Хоконов, фото: «Кавказский узел»
2 апреля 2024 года Верховный суд КБР в качестве суда первой инстанции начал рассматривать иск доктора физико-математических наук, профессора Мурата Хоконова к Кабардино-Балкарскому государственному университету (КБГУ). Ранее судья Нальчикского городского суда передала рассмотрение дела в Верховный суд КБР, поскольку оно «связано с государственной тайной». Напомним, заведующего кафедрой теоретической и экспериментальной физики уволили, по официальной версии, за «однократное грубое нарушение требований о гостайне». Сам Хоконов и его защита считают, что таким образом руководство университета избавляется от своих критиков. Рассказываем, как прошли последние заседания и приводим комментарии Мурата Хоконова и его защиты.
Кратко о деле
В июне 2023 года на заседании Учёного совета Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) доктор физико-математических наук, профессор Мурат Хоконов поддержал одного из профессоров университета, который поставил вопрос о низких зарплатах профессорско-преподавательского состава (ППС). Также он спросил о попытках руководства КБГУ ввести для преподавателей обязательное присутствием на рабочем месте в течение всего рабочего дня, что противоречит академическим свободам. Также Хоконов подверг критике начальника отдела кадров университета.
Вскоре в КБГУ пришло письмо на имя ректора от одной из силовых структур с просьбой разобраться с целями выезда Мурата Хоконова на три дня в Турцию. 28 августа 2023 года Хоконов вышел из отпуска, и в этот же день получил уведомление о расторжении трудового договора. 4 сентября Хоконова уволили из КБГУ «в связи с прекращением допуска к государственной тайне». Поводом для увольнения стала его трёхдневная поездка в Турцию. Профессор считает причиной увольнения критику работы ректора КБГУ Юрия Альтудова.
Учёный считает увольнение незаконным и добивается восстановления в должности заведующегокафедрой теоретической и экспериментальной физики и членства в учёном совете КБГУ.
3 октября 2023 года Мурат Хоконов направил в Нальчикский городской суд исковое заявление о признании незаконным приказа об увольнении и о восстановлении на работе.
13 ноября Нальчикский городской суд перенес заседание в связи с тем, что представитель ответчика (КБГУ) не представил суду доказательств, связанных с прекращением допуска Мурата Хоконова к государственной тайне.
Подробнее о деле мы рассказывали здесь.
13 ноября Нальчикский городской суд перенес заседание в связи с тем, что представитель ответчика (КБГУ) не представил суду доказательств, связанных с прекращением допуска Мурата Хоконова к государственной тайне.
Подробнее о деле мы рассказывали здесь.
Второе заседание
13 декабря 2023 года состоялось второе заседание Нальчикского городского суда. Судья Е. Блохина приняла решение передать рассмотрение дела в Верховный суд КБР, поскольку оно связано с государственной тайной.
Из определения суда следует: «Представитель ответчика Т. Дышеков заявил, что ответчик исковые требования не признает. Он сообщил, что должность, с которой уволили Хоконова, включена в номенклатуру должностей работников КБГУ, которые подлежат оформлению на допуск к государственной тайне по 3-й форме с 28 ноября 2019 г., номенклатура имеет гриф секретно».
По указанным основаниям прокурор Р. Башиев и представитель ответчика заявили, что дело по иску Хоконова неподсудно городскому суду и подлежит передаче на рассмотрение в Верховный суд КБР.
Мурат Хоконов и его представитель Казбек Мамбетов возражали против передачи дела. Они настаивали, что дело должен рассматривать городской суд, так как прекращение допуска к государственной тайне в иске не оспаривается. Также они отметили, что истец может выполнять свои обязанности и без такого допуска, так как в трудовом договоре нет условия о его необходимости. Хоконов спросил, почему он, заведующий кафедрой, не знает, что его должность включена в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к гостайне. Представитель университета не смог ответить на этот вопрос.
Истец и защита также поинтересовались, каким образом влияет допуск или недопуск к гостайне, если человек преподает студентам физику и делится своими знаниями? Ответа на этот вопрос тоже никто не дал.
Защита сообщила, что допуск к гостайне третьей степени оформлял не университет, а МВД по КБР. Оформить его прекращение также должно то должностное лицо, которое оформляло допуск.
Комментируя правозащитникам и общественности итоги заседания, юрист Казбек Мамбетов рассказал, что в суде ответчик представил «липовую справку без бланка, печати и даты якобы комиссии КБГУ, которая рекомендовала и.о. ректора прекратить допуск к гостайне Хоконову. Но, во–первых, ректор ему допуск не оформлял, следовательно, прекратить его он не уполномочен. Но если бы такое имело место, Хоконова должны были уведомить о его прекращении.
По закону работодатель может расторгнуть трудовой договор за однократное грубое нарушение закона о гостайне или в случае, если им допущены нарушения взятых им обязательств, оформленных трудовым договором. Однако получается, что Хоконова уволили за несуществующие обязательства, которые нигде не зафиксированы.
11 января 2024 года Хоконов направил частную жалобу на решение Нальчикского городского суда.
22 февраля судья ВС КБР М. Бижоева оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Мурат Хоконов
комментарий представителям Правозащитного центра КБР после суда
«Ситуация сюрреалистичная… Почему я вместо того, чтобы работать со студентами, должен тратить время на судебные разбирательства? Я являюсь одним из ведущих ученых республики, моя кафедра — одна из ведущих в федеральных рейтингах… Частную жалобу я не мог не подать. Это бы означало, что я согласен с тем, что в этом деле имеется какая–либо секретность…
При любом развороте дела я вернусь в университет. Та критика, что прозвучала (в адрес руководства) на заседании ученого совета и которая сподвигла и. о. ректора университета меня уволить, состоит на 5-7% от критики, которая должна была прозвучать…»
При любом развороте дела я вернусь в университет. Та критика, что прозвучала (в адрес руководства) на заседании ученого совета и которая сподвигла и. о. ректора университета меня уволить, состоит на 5-7% от критики, которая должна была прозвучать…»
Комментарий юриста Казбека Мамбетова
«Суд, видимо, не до конца разобрался в терминологии: допуск к государственной тайне — не равно ее носителю. То есть, само по себе обстоятельство, что человека допустили к гостайне, не означает, что он автоматически становится ее носителем.
Каких-либо ноу-хау, изобретений, технологий, связанных с наукой, которой занимается Хоконов, в области военной промышленности он не делал.
Основанием передачи дела явилась некая справка, не заверенная, без печати, без даты, не на официальном бланке. Мы указали, что это недопустимое доказательство и просили исключить его из материалов дела. Однако суд не рассмотрел наше ходатайство и взял за основу своего определения указанную справку. Мы планируем обжаловать определение ВС КБР в суде кассационной инстанции… Надеемся, что кассационный суд нас услышит…»
Верховный суд
2 апреля 2024 года Верховный суд КБР в качестве суда первой инстанции начал рассматривать иск Мурата Хоконова к КБГУ.
09 апреля судья Заур Савкуев истребовал личное дело и документы, которые, по мнению ответчика, явились основанием для прекращения трудовых отношений с Хоконовым. В суде стало известно, что 20 апреля 2024 года — за неделю до выезда Хоконова за границу — в КБГУ «родились новые правила» уведомления о выезде: каждому работнику необходимо за месяц до поездки уведомлять ректора о выезде за рубеж.
В суде Хоконов и защита ознакомились с материалами дела и сделали выводы:
- У ответчика нет никаких документов, которые говорили бы, что Хоконов взял на себя обязательства, связанные с государственной тайной. Ранее Хоконов выезжал в Данию, Японию. За месяц до поездки он уведомлял своего непосредственного руководителя, а тот, в свою очередь, руководство университета.
О поездке в Турцию Хоконов также сообщил непосредственному руководителю в конце марта 2023 года. В Турцию он выехал 27 апреля того же года — то есть, он никак не мог уведомить ректора за месяц — по правилам, принятым 20 апреля. - В обосновании увольнения Хоконова сказано: за однократное грубое нарушение требований о гостайне.
Хоконов требований о гостайне не нарушал. Ответчик обосновывает увольнение нарушением правил уведомления о выезде. Исходя из прямой буквы закона, нарушением является не нарушение правил какого-либо вуза, а непосредственно требований федерального законодательства. Какой именно пункт закона нарушен, ответчик сообщить не может.
3. Для того, чтобы нарушить обязательство, сначала необходимо его «взять». Какие обязательства взял на себя Хоконов, и где это прописано, ответчик предъявить суду не может. Соответственно, защита и Хоконов полагают, что все факты и действия по увольнению Хоконова являются незаконными, надуманными. Они считают, что таким образом избавляются от критиков руководства университета. Кроме этого, Хоконов баллотировался на выборы ректора. Прослеживается дискриминация за убеждения и принципы Хоконова, за то, что он смело и открыто высказывает свое недовольство действиями руководства вуза.
«Наша позиция достаточно крепкая, и мы рассчитываем, что суд увидит и услышит наши доводы и, исходя из нормы закона, примет решение», — заявил правозащитникам КБР юрист Казбек Мамбетов.
Следующее заседание состоится 26 апреля 2024 года.
Поделиться в социальных сетях