06 НОЯБ. 2024
Война России против окружающей среды Украины
06 НОЯБ. 2024
К Международному дню предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов — пересказываем материал Харьковской правозащитной группы
Село Оскол Изюмского района, фото: Оксана Комарова
Оглавление
Война России в Украине приводит к масштабным разрушениям экосистем и беспрецедентному загрязнению украинской природы. Почему Россия использует окружающую среду как средство ведения войны, что такое экоцид и можно ли наказать виновных? Наши коллеги из Харьковской правозащитной группы выпустили большой материал с ответами на эти вопросы. Пересказываем его на русском в Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов.
Масштабы ущерба
Сумма убытков, которые понесли украинские экосистемы с начала вторжения России в Украину, составляет 65 миллиардов долларов, сообщил премьер-министр Украины Денис Шмигаль.
На конференции по обсуждению экологической безопасности он напомнил, что от российской агрессии уже пострадала треть украинских лесов и 20% особо охраняемых природных украинских территорий. Более того, под угрозой оказалось 35% биоразнообразия Европы, которым владеет Украина.
ХПГ напоминает, что Женевские конвенции запрещают прибегать к таким методам ведения войны,которые имеют целью нанести или, как можно ожидать, нанесут значительный ущерб окружающей среде. «При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. <...> Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается», — говорится в ст. 55 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года.
Окружающая среда как средство ведения войны
Россия использует окружающую среду как средство ведения войны, отметил Евгений Зубаревский — заместитель начальника управления противоминной деятельности Главного управления противоминной деятельности, гражданской защиты и экологической безопасности.
Зубаревский подчеркнул, что «одной из главных проблем разминирования является постоянный риск новых обстрелов». Он также отмечал, что Россия «применяет кассетные боеприпасы и мины, которые могут загрязнить уже очищенные территории».
До 80 000 артобстрелов в сутки
майор Владислав Дудар
представитель управления экологической безопасности Главного управления противоминной деятельности
«На некоторых участках было зафиксировано 550 артиллерийских выстрелов, произведенных оккупантами на один квадратный километр в сутки. На таких территориях специалисты украинского Центра совершенства противоминной деятельности и экологической безопасности находят остатки различных опасных химических соединений, тяжелых металлов и других продуктов распада взрывчатых веществ»
По словам Дудара, в отдельных районах фиксируют до 80 тысяч российских артиллерийских выстрелов в месяц.
Кроме того, украинские специалисты постоянно анализируют качество грунта на очищенных участках. Сейчас они работают над тем, чтобы землевладельцы могли быстро восстановить поврежденные территории и получить «оценку расходов на восстановление земель» в Николаевской и Херсонской областях.
Война России против окружающей среды Украины
ХПГ напоминает, что с февраля 2022-го по октябрь 2023-го Россия совершила две с половиной тысячи экологических преступлений против Украины. Так, на август 2024 года в Харьковской области зарегистрировали 1436 случаев экоцида.
Сейчас Украина квалифицирует преступления России против украинской окружающей среды по двум статьям Уголовного кодекса: военные преступления (статья 438) и экоцид (статья 441). Как отмечал Генпрокурор Украины Андрей Костин, Украина впервые в истории человечества расследует преступления против окружающей среды как военные.
Борьба за признание экоцида международным преступлением
В сентябре 2024-го Тихоокеанские острова — Вануату, Фиджи и Самоа — подали ходатайство об уголовной ответственности за экоцид в Международный уголовный суд (МУС).
9 сентября The Guardian сообщил, что Тихоокеанские острова требуют признать экоцид — «незаконные или безосновательные действия, совершенные с осознанием того, что существует высокая вероятность значительного, широкомасштабного или долгосрочного ущерба окружающей среде, вызванной такими действиями» — международным преступлением на уровне преступлений против человечности и военных преступлений.
Если в МУС удовлетворит жалобу, это позволит привлекать к ответственности руководителей крупных компаний, которые загрязняют планету, и глав государств, которые уничтожают природу военной агрессией.
В этом году Бельгия стала первой европейской страной, которая официально криминализировала экоцид как на национальном, так и на международном уровне. Новый уголовный кодекс, принятый федеральным парламентом Бельгии, предусматривает лишение свободы до 20 лет для лиц, виновных в экоциде, и штрафы до 1,6 миллиона евро для корпораций.
Как отмечала Патрисия Виллок — директор Stop Ecocide Belgium, Бельгия должна продолжить отстаивать признание экоцида в Международном уголовном суде, поскольку для комплексной защиты окружающей среды необходимо криминализировать действия тех, кто хочет уничтожать природный мир.
В сентябре этого года украинские зоозащитники UAnimals сообщали, что их организация обращалась в ООН, Европейский парламент, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Парламентскую ассамблею Североатлантического альянса, Межпарламентскую ассамблею Ассоциаций государств Юго-Восточной Азии и другие международные организации с просьбой расследовать экологические преступления, которые Россия совершает в Украине. UAnimals также готовили «обращение к Международному уголовному суду с просьбой признать российские экологические преступления экоцидом».
Как отметил советник генпрокурора Украины Максим Попов, Украина сотрудничает с коалицией Stop Ecocide International, а делегация украинских парламентариев добивается криминализации экоцида на уровне Совета Европы.
«В конце марта 2023-го Европарламент принял резолюцию, в которой советовал внести изменения в Директивы ЕС, криминализировать это преступление на уровне государств-членов ЕС и дополнить Римский статут пятым преступлением — экоцидом», — сказал Попов.
По мнению Попова, наказать Россию за преступления, совершенные против украинской окружающей среды, вполне реально. Для этого следует двигаться по всем направлениям: изменять законодательство, анализировать последствия российской агрессии, а также «привлекать международных партнеров, прежде всего для фиксации и документирование вреда», который представители России причинили украинской окружающей среде.
«Украина должна собрать доказательства преступлений России против природы и окружающей среды, чтобы заставить Россию выплатить репарации за этот экоцид», подтвердил исполнительный вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс в 2023 году.
Поделиться в социальных сетях