Вынужденные переселенцы из Чечни обратились к руководству страны за помощью

28 ФЕВР. 2024

Preview Image
24 февраля члены оргкомитета вынужденных переселенцев из Чечни, проживающих в Ингушетии, записали видеообращение к президенту Путину, председателю Правительства Мишустину, председателям Госдумы и Совета Федерации, а также к председателю партии «Единая Россия» Медведеву.
Они заявляют, что вопрос с обустройством вынужденных переселенцев не решён до сих пор: значительная часть из них так и не получила полноценную компенсацию от государства. При этом власти выделили значительные средства на восстановление Чечни. «На протяжении уже 30 лет не учитывается бедственное положение значительного числа граждан, живших и строящих эту республику с самого начала её становления на просторах Российской Федерации и в итоге так несправедливо забытых своим государством», — говорится в обращении. 
Рассказываем, как вынужденные переселенцы борются за свои права.

Контекст

Первые переселенцы из Чечни появились в Ингушетии ещё во время Первой чеченской войны, в основном это были ингуши. Их правовые интересы регулировались федеральным законом «О вынужденных переселенцах» и Постановлением Правительства РФ за № 510 (от 30.04.1997 г.), на основании которого переселенцам начислялась денежная компенсация.
Экономический кризис 1998 года обесценил эту помощь. Компенсации оказалось недостаточно для приобретения или строительства жилья. Получив эти деньги люди автоматически лишались статуса вынужденного переселенца, а значит возможности улучшать свои жилищные условия за счет государства. В последующие годы вынужденные переселенцы с переменным успехом пытаются доказать недостаточность государственной поддержки для жилищного обустройства. Многим удалось восстановить статус.
В 2002 году правительство приняло федеральную целевую программу «Жилище», в рамках которой вынужденным переселенцам стали выдавать жилищные сертификаты. Несколько лет на Ингушетию выделялось не больше трех сертификатов в год, что, конечно, никак не отвечало реальным потребностям республики.
С мертвой точки проблема сдвинулась после того, как в декабре 2009 года правительство приняло новую целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». По инициативе руководства Ингушетии в эту программу включили вынужденных переселенцев из Чечни, для которых в республике стали строить многоквартирные дома.
В декабре 2015 года Госдума приняла поправку к закону о вынужденных переселенцах, согласно которой все, кто получил денежную компенсацию, возвратную ссуду или иную государственную поддержку, лишились статуса вынужденного переселенца, а, следовательно, и права на получение жилья или сертификата. По мнению правозащитников, эта инициатива противоречит нескольким статьям Конституции, в том числе о праве на жилище. Также она придаёт обратную силу закону, тем самым ухудшая положение вынужденных переселенцев.
В конце декабря 2017 года для решения проблем вынужденных переселенцев из Чечни, лишившихся статуса из-за поправок в законе, по поручению Главы РИ Юнус-Бека Евкурова создали специальную рабочую группу.  В течение месяца группа составила списки из порядка 280 семей, которым не продлили статус. После смены главы республики в 2019 году комиссия прекратила своё существование, а проблема осталась нерешённой.

Жалоба

Активная часть переселенцев предпринимала попытки обратиться с жалобой в Конституционный суд, так как, согласно Конституции, в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Конституционный суд под различными предлогами не принял жалобы к рассмотрению.
Тогда, в феврале 2019 года, инициативная группа вынужденных переселенцев от имени её руководителя Мадины Дзортовой при поддержке юристов «Мемориала» подала жалобу в Конституционный суд Ингушетии. Жалоба оспаривала Постановление Правительства Республики Ингушетия от 12 сентября 2014 года № 180, которое утвердило Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев из Чечни в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2014–2016 годы».
Согласно подпункту «д» пункта 3 Положения, вынужденные переселенцы, использовавшие иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья, не имели права на получение жилых помещений. По мнению истца, данный подпункт противоречит Конституции РИ, в которой сказано, что законы Республики Ингушетия, иные нормативные акты не должны противоречить российской Конституции и федеральным законам.
В жалобе указано, что факт мизерности полученной заявителем ссуды уже доказан вступившими в законную силу решениями судов и не подлежит повторному доказыванию. Вступившие в законную силу решения суда не отменены, а, значит, подлежат обязательному исполнению соответствующими органами государственной власти.
Более того, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 845 признано утратившим силу, то постановление Правительства Республики Ингушетия от 12 сентября 2014 года № 180, в основу которого легло постановление федерального правительства, необходимо также признать недействующим.
В суде Мадина Дзортова заявила, что Постановление республиканского правительства нарушает её право на жилищное обустройство и тем самым противоречит конституционному принципу равенства, ухудшая её положение по отношению к вынужденным переселенцам, которые ранее уже реализовали свое право на жилищное обустройство на тех же основаниях, на которых сейчас отказывают Дзортовой.
Присутствовавшие на заседании суда представители республиканского правительства, Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации и управления по делам миграции МВД по Республике Ингушетия ничего не смогли противопоставить доводам, изложенным в жалобе Дзортовой.
27 февраля 2019 года Конституционный Суд Ингушетии удовлетворил жалобу и признал незаконным постановление правительства Ингушетии, в соответствии с которым переселенцы лишаются такого статуса и права на получение жилья. При этом Конституционный Суд Ингушетии не восстановил и не мог восстановить статус вынужденного переселенца, который заявительница имела до 2016 года, так как республиканский КС не имел полномочий преодолеть норму закона России.

Обращение

Вынужденные переселенцы в обращении напоминают, что согласно решениям Конституционного суда РФ (Постановление от 31 июля 1995 г., от 21.11.2002 г. № 14п и определение КС РФ от 22.10.99 г.), потерпевшим от любых нарушений, преступлений и злоупотреблений властью должны быть обеспечены эффективные средства правовой защиты и компенсация нанесённого ущерба в отношений жертв вооружённого конфликта немеждунрародного характера.
Также по словам членов оргкомитета, постановления правительства России (№510 от 30.041997г. и №404.07.2003 г.), предусматривающие различные виды компенсации для граждан, пострадавших от вооруженного конфликта в Чечне, носили дискриминационный характер и нарушали Указ президента «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике» (№898 от 05.09.95).
В довершение к этому федеральный закон «О вынужденных переселенцах» (№467 от 30.12.2015 г.) ещё сильнее ухудшил положение таких лиц, так как не учитывал мизерность полученных переселенцами денежных компенсации и дефолт 1998 года, который фактически обесценил эти выплаты.  

Законопроект

Вынужденные переселенцы связывают свои надежды с законодательной инициативой, которую 15 февраля 2024 года внесла в Думу партия «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП). Депутаты просят руководство страны поддержать проект федерального закона. 
Замруководителя фракции СРЗП Андрей Кузнецов пояснил, что в законопроекте речь идёт о вынужденных переселенцах, которые были вынуждены покинуть свои дома, так как они были разрушены во время конфликта в Чечне. По его словам, инициатива касается вынужденных переселенцев, которые потеряли этот статус в силу того, что им предоставили денежные выплаты, которые на самом деле не позволяли купить жилье.

Андрей Кузнецов

замруководителя фракции СРЗП

«Сегодня этих людей не так много, но справедливость, пускай даже через десятилетия, всё-таки требуется восстановить. Предлагаем рассмотреть этот законопроект для того, чтобы люди, которые получили выплаты и не смогли улучшить свои жилищные условия, все-таки вернули себе статус вынужденных переселенцев и за вычетом той суммы, которую они получили, все-таки могли получать социальные выплаты из российского бюджета».

Поделиться в социальных сетях