Материалы сюжета «Преследование ЛГБТК+ людей в России»

Посмотреть сюжет

24 ИЮЛЯ 2023

О запрете трансгендерного перехода. Заявление ЦЗПЧ «Мемориал»

24 ИЮЛЯ 2023

Preview Image

Сегодня, 24 июля, президентом РФ был подписан закон, полностью запрещающий трансгендерный переход — смену гендерного маркера в документах и получение гендерно-аффирмативной медицинской помощи. 

Этот закон нарушает право трансгендерных людей на уважение частной жизни, право не подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, запрет дискриминации и — в конечном итоге — право на жизнь: поскольку невозможность жить в том гендере, к которому относит себя человек, во многих случаях является причиной депрессий, которые могут стать причиной суицидов.

Однако рассуждать о том, как очередной принятый в России закон нарушает международные обязательства РФ в области прав человека, сегодня, пожалуй, бессмысленно. Но конкретно этот закон имеет не только «правочеловеческое», но и медицинское измерение.

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) трансгендерность, или, как указано в МКБ-10, «транссексуализм» является медицинским диагнозом, относящимся к категории «расстройств половой идентификации».

МКБ-10 является официально утвержденным классификатором диагнозов в России, а российское национальное руководство по психиатрии предусматривает, что лечебно-реабилитационными мероприятиями для людей, которым установлен этот диагноз, являются перемена гражданского пола, гормональная терапия и пластическая хирургия.

Принятый закон делает невозможным все эти виды помощи, то есть фактически отрицает представления как мировой, так и российской медицинской науки о том, как должна быть организована медицинская помощь людям с этим диагнозом. Фактически это то же самое, как если бы Госдума приняла закон, запрещающий людям с инсулинозависимым диабетом принимать инсулин.

Почему этот закон имеет значение не только для трансгендерных людей, но и для всего российского общества?

Уничтожение прав человека всегда начинается с репрессий в отношении наиболее незащищённых. ЛГБТ-люди являются одной из самых уязвимых и маргинализированных социальных групп. Трансгендерные люди, в свою очередь, являются одной из самых уязвимых групп внутри ЛГБТ-сообщества.

Закон о запрете трансгендерного перехода является беспрецедентным вмешательством в право на получение медицинской помощи и на распоряжение собственным телом. Уже сегодня понятно, что трансгендерными людьми дело, вероятнее всего, не ограничится. Наиболее вероятное продолжение наступления на эти права – ограничение контрацепции и запрет либо серьёзное ограничение доступа к абортам. Уже сейчас Минздрав подготовил проект приказа, который предполагает, что из продажи пропадут некоторые средства экстренной контрацепции. Также Минздрав готов обсудить инициативу депутатов о запрете абортов в частных клиниках.

Этот закон — прямая демонстрация того, что государственная политика «по сохранению и укреплению традиционных ценностей» в конечном итоге запрещает не только говорить и думать, но и распоряжаться собственным телом.

Поделиться в социальных сетях