«Свободный университет» признали нежелательным. Что грозит студентам?

01 АПР. 2023

Разбор возможных рисков от юристки ЦЗПЧ

Preview Image

Наталья Морозова

Генпрокуратура признала деятельность латвийской неправительственной организации «Свободный университет» нежелательной на территории России. Юристка Центра защиты прав человека Наталья Морозова объясняет, что грозит слушателям, а также дает советы, как обезопасить себя от преследования.

Об уголовной статье

Публикация информации на сайте Минюста, который и ведет список нежелательных организаций, занимает обычно недели две — у студентов есть время подготовиться. С момента публикации все связи со Свободным университетом превратятся в потенциальные административки и уголовки.

Законодательство о «нежелательных организациях» за последние пять лет ужесточалось пять раз. Последние поправки вступили в силу 14 июля 2022 года, тогда же, когда и все «законы военного времени». Эти поправки исключили из статьи о деятельности иностранных организаций (284.1 УК) слова «на территории Российской Федерации». То есть теперь по этой статье возбудить уголовное дело можно даже против гражданина России, который «участвовал в деятельности нежелательной организации» за границей. Согласно пояснительной записке, это «позволит государству комплексно бороться с деятельностью организаций, угрожающих национальным интересам России».

Тем, кто не собирается ездить в Россию, надо проверить свои активы: после возбуждения уголовного дела следователь или суд могут наложить арест на ваше оставшееся в стране имущество в качестве «меры процессуального принуждения». 

Пока уголовные обвинения по ст. 284.1 УК, скорее, экзотика. Первой привлекли активистку Анастасию Шевченко в 2020 году. Суд назначил ей три года условно. После того как она уехала из России, наказание заменили на реальное. Первую «административку» Шевченко получила за участие в качестве координатора в политических дебатах в Таганроге, второй, переросшей в уголовку, стала публикация анонса лекции «Открытки».

Первый приговор за «организацию деятельности нежелательной организации», связанным с лишением свободы, вынесли в отношении оппозиционного политика Андрея Пивоварова. Краснодарский суд приговорил его к 4 годам колонии. Обвинение строилось на трех десятках постов в Facebook, из которых следствие и суд сделали вывод, что Пивоваров руководил «Открытой Россией» в 2020-2021 и привлекал к деятельности движения других людей.

Михаил Иоселевич получил год и восемь месяцев колонии-поселения, еще трое — Леонид Малявин, Максим Верников, Яна Антонова — получили условные сроки или обязательные работы. Антон Михальчук объявлен в розыск. В отношении Александра Савельева и Юрия Сидорова дела были прекращены. Всех семерых преследовали за связи с Открытой Россией. То есть активно «кошмарили» пока в основном только структуры, связанные с Михаилом Ходорковским. Однако кого прикажут кошмарить следующим, предположить сложно. 

И судя по тому, с какой скоростью увеличивается список «нежелательных организаций», новые дела можно ожидать в ближайшее время. Вероятно, нас ждёт пара-тройка громких показательных дел, а остальных начнут привлекать заочно, как по статье о «фейках» про армию.

Подробнее о рисках

За что могут привлечь к ответственности:

  • участие в деятельности;
  • повторное участие в деятельности;
  • предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг;
  • организация деятельности.

Разберем каждый из случаев.

«Участие в деятельности»

В первый раз это административная ответственность по ст. 20.33 КоАП, наказание — штраф до 15 тысяч рублей. По этой статье пока привлекали в основном за посты в социальных сетях, за участие в разного рода конференциях и других собраниях. Происходит это либо по доносу конкретного человека, либо берется общедоступная информация. 

До сих пор все административные дела по этой статье возбуждались в отношении активистов, действующих на территории России и связанных с различными организациями Михаила Ходорковского, включая распущенную «Открытую Россию». Так, 13 марта 2021 года в Москве во время форума «Муниципальная Россия» задержали 170 муниципальных депутатов, так как форум якобы проводила «нежелательная организация», связанная с Ходорковским. Впоследствии все задержанные были оштрафованы по ст. 20.33 КоАП за «участие в деятельности нежелательной организации».

Правозащитника и главу «Комитета против пыток» Игоря Каляпина обвинили в сотрудничестве с чешской организацией «Человек в беде», внесённой в список нежелательных в 2019 году. «Сотрудничеством»  прокуратура посчитала упоминание названия организации в материалах Каляпина в социальных сетях «Комитета против пыток» в 2015, 2016 и 2017 годах. По статье 20.33 КоАП ему назначили штраф — 10 000 рублей.

Для студентов СУ опасна прежде всего именно эта статья и её аналог в Уголовном кодексе (подробности — далее). Участием суд может посчитать практически всё: от реального участия в курсах и семинарах до просто распространения информации о наборе на курс. Ради этого, собственно, все и затевалось. Такое подвешенное состояние — гораздо более изощренная месть, чем тупо привлекать преподавателей к уголовной ответственности за многократное неисполнение обязанностей «иностранных агентов».

Общая рекомендация для студентов: если вы хотите избежать неприятностей — почистите свои социальные сети от упоминаний того, что вы учились/учитесь/собираетесь учиться в СУ. Особенно во «ВКонтакте» — его, впрочем, вообще лучше не заводить.

Пока деятельность правоохранительных органов характеризуется некоторой ленью — они предпочитают глубоко не копать и работают по открытым источникам. И так хватает. Так что я сильно сомневаюсь, что они начнут массово привлекать к ответственности тех, кто состоит в чатах СУ (у меня самой их минимум три). Или под видом студентов приходить на занятия — им просто не хватит способностей написать мотивационное письмо ни на один курс СУ. Так что пока я бы на месте студентов сильно не переживала. 

«Повторное участие в деятельности»

Так любимая нашим законодателем административная преюдиция, когда десять котиков вдруг превращаются в одного тигра. 

То же самое участие в течение года после привлечения к административной ответственности по ст. 20.3.3 грозит уже сроком до 4 лет (ч. 1 ст. 284.1 УК). Причем год в данном случае — это не 365 дней. Отсчет срока начинается с момента вступления постановления в законную силу, то есть с вынесения решения по вашей апелляционной жалобе. Но закачивается через 365 дней после уплаты вами штрафа по постановлению об административном правонарушении. 

То есть к календарному году еще прибавляется срок между апелляцией и уплатой штрафа. Все это время вы остаетесь «привлечённым к административной ответственности» и вам грозит уголовное дело за «повторное участие».

Активным посетителям массовых мероприятий эта арифметика знакома по ч. 8 ст. 20.2 КоАП о нарушении правил проведения митингов. 

«Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг»

Ну, тут все просто — донаты СУ (не путать с ВСУ, там срок больше) теперь влекут уголовную ответственность. До пяти лет. 

«Организация деятельности нежелательной организации» 

За это грозит до шести лет лишения свободы. Причем, как и с участием, предсказать, какие именно действия суд посчитает «организационными», довольно сложно. 

Умозрительные вопросы по квалификации проистекают из того, что в таких случаях следственные органы ищут прежде всего «руководителей», а, насколько я понимаю, СУ заявляется как горизонтальная структура без подчиненных отношений. Тех, кто уже организовал СУ, по идее, привлечь к ответственности не получится, ибо это произошло в 2020 году.

***

По мнению Генпрокуратуры, «в ходе учебного процесса у студентов формируется стойкая неприязнь к России и навязывается ультралиберальная модель европейской демократии. Деятельность университета, в организационную структуру которого входят лица, ставящие под вопрос территориальную целостность российского государства, публично осуждающие действия и решения руководства России, представляет угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности и безопасности государства». 

Это дает понять, что «никто не забыт и ничто не забыто» (ой, нет ли тут состава ч. 3 ст. 354.1 — «оскорбление памяти защитников Отечества»?), что на каждого «организатора» есть папочка с целым ассорти уголовных статей – от привычной о «фейках» (207.3 УК) до экзотической — о нарушении территориальной целостности Российской Федерации (280.2 УК)

Но это все, конечно, нудный легализм, в который мы дали себя втянуть. Захотят привлечь, посадить, выдавить из страны — статей множество, выбирай не хочу, ассортимент расширяется с каждым днем. Теперь вот есть еще и такое заманчивое предложение. 

Поделиться в социальных сетях