Материалы сюжета «Дело журналиста Гаджиева»

Посмотреть сюжет

Еще одна экспертиза не нашла в статьях Гаджиева призывы к терроризму

19 МАЯ 2023

А защита поймала понятых на путешествии во времени

Preview Image

Кемал Тамбиев, Абдулмумин Гаджиев, Абубакар Ризванов

Дополнительная экспертиза не нашла в статьях журналиста дагестанского издания «Черновик» Абдулмумина Гаджиева призывы к терроризму. Предыдущие эксперты также не увидели в материалах, лежащих в основе обвинения, ничего противозаконного. В этот же день суд неожиданно допросил следователя и понятых. Вероятно, из-за того, что ранее защита обратила внимание на несостыковки в протоколах. Из них следует, что понятые якобы участвовали в разных следственных действиях у двух следователей в одно и то же время.

Кратко о деле:

Напомним, Абдулмумина Гаджиева задержали 14 июня 2019 года после обысков дома. Силовики заявили, что его подозревают в перечислении денег на счета благотворительных фондов Абу Умара Саситлинского (Исраил Ахмеднабиев). Это проповедник из Дагестана, которому вменяют организацию финансирования терроризма. Ахмеднабиев отрицает свою причастность к террористической деятельности, он покинул Россию в 2014 году.

Суд заключил Гаджиева под стражу. А 22 июля ему официально предъявили обвинение, его роль изменили с финансиста террористов на идейного вдохновителя. По версии следствия, журналист в своих материала побуждал жертвовать деньги в фонд «Ансар» Исраила Ахмеднабиева, которые затем направляли на поддержку «Исламского государства» (ИГ).

Показания на журналиста дал другой обвиняемый по этому делу, Кемал Тамбиев — как он заявил, под пытками. Впоследствии Тамбиев отказался от этих показаний. В деле также есть еще один обвиняемый — Абубакар Ризванов, которого называют бывшим главой фонда «Ансар». Подсудимые отвергают обвинения.

14 апреля 2020 года против Гаджиева возбудили новое уголовное дело об участии в экстремистской организации (ч.2 ст.282.2). Кроме этого Гаджиева обвиняют в участии в деятельности террористической организации (ч.2 ст.205.5 УК), организации её финансирования (ч.4 ст.205.1 УК). 

Мемориал признал Гаджиева политзаключённым. 

Судебное заседание 18 мая началось с неожиданных для стороны защиты допросов свидетелей. Во-первых, снова допросили следователя Надира Телевова, который вел это уголовное дело. Также показания дали двое понятых — Салавудин Абдуллаев и Курбан Курбанов, которые на стадии следствия участвовали во множестве процессуальных действий. 

Защита предположила, что их вызвали из-за ходатайства Ризванова — на одном из предыдущих заседаний он просил исключить из материалов дела несколько протоколов опознания подсудимых по фотографиям. 

По мнению защиты, опознание провели с нарушениями закона. Например, из материалов дела следует, что 21 апреля 2020 года следователь Телевов провел опознания по фотографиям Гаджиева и Ризванова с засекреченными свидетелями. К этому привлекли понятых Абдуллаева и Курбанова. 

Согласно протоколам, в тот же день, в то же самое время и с участием тех же понятых следователь Рустам Мамаев (входил в следственную группу по делу) проводил процессуальные действия по осмотру предметов. Мамаев провел два осмотра с 15.30 по 16.55, и с 17.20 по 19.15. Телевов провел четыре опознания с 16.08 по 16.15, с 16.20 по 16.35, с 16.40 по 17.00, и с 17.10 по 17.25. 

Телевов заявил, что в то время они с Мамаевым работали в одном кабинете, и что эти следственные действия действительно провели в один день, но в разное время. А время в протоколах оказалось одинаковым якобы потому, что у Мамаева были сбиты настройки часов на компьютере. Телевов рассказал, что часто приглашал в качестве понятых Абдуллаева и Курбанова по этому делу.  

Понятые Абдуллаев и Курбанов подтвердили, что участвовали в следственных действиях: сначала со следователем Мамаевым, а затем — с Телевовым. По их словам, на ошибку во времени в протоколе они не обратили внимания. 

Абдуллаев добавил, что ему периодически звонили оперативные работники, а иногда и сами следователи и просили быть понятым. Курбанов сообщил о не менее трех таких случаях. Ризванов уточнил, что этот понятой участвовал в их деле 60 раз. 

Далее суд исследовал заключение дополнительной судебной экспертизы. Ее назначили по ходатайству стороны обвинения в отношении 26 публикаций журналиста в газете «Черновик». Напомним, эти статьи легли в основу обвинения Гаджиева. 

Ранее по ним уже проводили исследование специалистов, а также комплексную психолого-лингвистическую судебную экспертизу. По итогам экспертизы в статьях Гаджиева не обнаружили ничего противозаконного. Дополнительная экспертиза вновь не подтвердила доводы обвинения.

Так, в дополнительной экспертизе указано: в большинстве статей Гаджиева нет лингвистических и психологических признаков пропаганды каких-либо идей и взглядов. 

В некоторых статьях Гаджиева эксперты увидели признаки пропаганды таких идей:

  • мусульманам нужно объединиться, сплотиться вокруг общих идеалов и устремлений, чтобы достичь социальной гармонии; 
  • исламский образ жизни — это способ борьбы с духовной, интеллектуальной и культурной деградацией общества, способ построить в Дагестане социально благополучное, справедливое обществе на основе, нормах и принципах ислама; 
  • необходимо внедрить в общество научные знания и прогрессивные современные технологии;
  • жители Дагестана должны интеллектуально и духовно развиваться, следовать мусульманскому образу жизни, развивать образование как социальный институт.

По мнению экспертов, автор статей побуждает читателя принять активную жизненную позицию, получать образование — как религиозное, так и светское.

Суд назначил следующее заседание по делу на 1 июня. Сторонам дали время подготовиться к прениям.

Поделиться в социальных сетях