Материалы сюжета «Дело Бахрома Хамроева»

Посмотреть сюжет

27 АПР. 2023

«Серьезнейшие нарушения прав подсудимого»: суд по делу Бахрома Хамроева заявил о переходе к прениям

27 АПР. 2023

При этом суд не исследовал все доказательства и даже не допросил самого Хамроева

Preview Image

Бахром Хамроев

2-й Западный окружной военный суд продолжает рассматривать дело правозащитника Бахрома Хамроева. Его обвиняют в призыве к терроризму и организации террористической деятельности. Защита считает, что Хамроеву вменяют правозащитную деятельность. На днях суд заявил адвокатам, чтобы они готовились к прениям — хотя еще не исследовал все доказательства и даже не допросил самого Хамроева. Защитники подчеркивают, что это серьезно нарушает право подсудимого на защиту. 

О преследовании Хамроева

Бахром Хамроев — правозащитник, руководитель фонда правовой и социальной поддержки мигрантов «Ёрдам». Он был членом Правозащитного центра «Мемориал» до ликвидации его юрлица в апреле 2022 года. 

Утром 24 февраля 2022 года в квартире Хамроева прошёл обыск по делу о публичных призывах к терроризму в интернете (ч. 2 ст. 205.2 УК). Основанием для обвинения стали шесть постов на личной странице в Facebook. По версии ФСБ, правозащитник «пропагандировал терроризм» и размещал на своей личной странице материалы, якобы связанные с деятельностью исламской партии «Хизб ут-Тахрир», запрещённой на территории России. 

25 февраля Мещанский суд Москвы отправил Хамроева в СИЗО. «Мемориал» считает его политзаключённым.

В октябре ФСБ возбудила второе уголовное дело против Бахрома. Теперь его обвиняют ещё и по статье об организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ). Такой деятельностью следствие посчитало, например, доклад о политических преследованиях, а также жалобы и ходатайства в суды — в том числе в ЕСПЧ.

«...[Хамроев] привлек из своего окружения адвокатов, членов и сотрудников правозащитных организаций, сочувственно относящихся к Хизб ут-Тахрир, совместно с которыми <...> представлял интересы сторонников террористической организации в правоохранительных органах, судах ,в том числе в Европейском суде по правам человека», — указано в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

О том, почему Хамроеву по сути вменяют правозащитную деятельность, мы писали здесь.

Подробно о деле Бахрома Хамроева также можно почитать в статье «Адвокатской улицы»
«”Террористические” жалобы в ЕСПЧ»

«Серьезнейшие нарушения прав подсудимого»

2-й Западный окружной военный суд рассматривает дело правозащитника Бахрома Хамроева с февраля 2023 года. А 26 апреля суд заявил участникам процесса, чтобы они готовились к прениям на завтра, 28 марта. Защитники Хамроева подчеркивают, что это нарушение процедуры.

«Сам подсудимый еще не давал показания. Еще не исследованы доказательства со стороны защиты, у нас даже не спросили, все ли свидетели пришли. И в то же время суд предлагает переходить к прениям в тот же день сразу после исследования доказательств. Сколько они нам дадут времени — пару минут для подготовки к защите?», — рассуждает адвокат Тимофей Широков.

При этом ст. 47 УПК прямо говорит: обвиняемый вправе иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите.

Адвокат пояснил, что еще даже не установили местонахождение одного из свидетелей, который находится в местах лишения свободы. Он проходит по одному из эпизодов как лицо, которому якобы помогал Хамроев. Также еще не допросили эксперта, проводившего лингвистическую экспертизу по делу. 

«ФСБ представила информацию в суд о том, что эксперт якобы находится где-то “в зоне СВО” и поэтому не может прибыть, — рассказывает Тимофей Широков. — Но, вообще-то, основания для неявки не должны быть растяжимыми до бесконечности. В конце концов, есть видеоконференцсвязь. У даже нас нет достоверной информации, что он там находится — просто некая бумажка, которую трудно проверить. Почему он не может прибыть? Основания для его неявки не установлены».

Защитник Хамроева говорит, что суд «предвосхитил события»: «Мы считаем, что нужно установить местонахождение что одного, что другого, предпринять меры по вызову, возможно, отложить заседание. Но суд нам уже фактически показывает свое решение, предлагая готовиться к прениям».

При этом обвинение никто не ограничивал в предоставлении доказательств, отмечает адвокат. «Допрашивали по одному, по два человека в день, давали время и откладывались заседания — то есть предоставляли им возможность обеспечить участие свидетелей со стороны обвинения, — вспоминает он. — А что касается со стороны защиты, получается, вот вам один день, а что там дальше — нам вообще не интересно».

Что мы можем сказать о таком характере ведения процесса, кроме того, что он ведется с серьезнейшими нарушениями прав подсудимого?

Адвокат Тимофей Широков

Следующее заседание состоится 28 апреля в 11:00 во 2-м Западном окружном военном суде по адресу: Госпитальный переулок, д. 4 «А». Приходите поддержать Бахрома Хамроева.

Поделиться в социальных сетях