Материалы сюжета «Дело ингушской оппозиции»

Посмотреть сюжет

«Больше 4 лет под стражей из-за предположений, слухов и догадок»

14 ИЮЛЯ 2023

«Ингушское дело»: заседание 13 июля, адвокат Абубакаров продолжает выступать в прениях

Preview Image

Фото: Дарья Корнилова

13 июля в Ставропольском краевом суде в Пятигорске продолжили рассматривать апелляционную жалобу на приговор по делу лидеров ингушской оппозиции.

Об «ингушском деле»

27 марта 2019 года в Магасе состоялся разгон митинга против изменения административной границы с Чечнёй. Он стал началом репрессий в отношении ингушской оппозиции. В результате против сотен участников народного протеста возбудили административные дела, против десятков — уголовные.

В декабре 2021 Кисловодский городской суд на выездном заседании в Ессентуках приговорил к срокам от 7,5 до 9 лет лишения свободы:

— Малсага Ужахова — председателя Совета тейпов ингушского народа;
— члена этого Совета Ахмеда Барахоева;
— Зарифу Саутиеву — бывшую заместительницу директора республиканского «Мемориального комплекса жертвам репрессий»;
— Мусу Мальсагова — председателя ингушского отделения «Российского красного креста»;
— Исмаила Нальгиева — главу организации «Выбор Ингушетии», занимающейся наблюдением на выборах;
— Багаудина Хаутиева — главу Совета молодежных организаций Ингушетии;
— Бараха Чемурзиева — председателя общественного объединения «Опора Ингушетии».

Их признали виновными в применении насилия к представителям власти (ст. 318 УК), создании экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) и участии в нем.

Малсага Ужахова также осудили за создание организации, побуждающей граждан к совершению противоправных деяний (ч. 2 ст. 239), а Ахмеда Барахоева — за участие в ней (ч. 3 ст. 239 УК).

Дело восьмого участника процесса, Ахмеда Погорова, выделили в отдельное производство.

Над делом работали 13 адвокатов и семь общественных защитников. По их мнению, все обвинения носили декларативный характер. В обвинительном заключении часто использовались слова «вероятно», «предположительно», «может быть», а слово «примерно» использовано 11 тысяч раз.

С января 2023 Ставропольский краевой суд в Пятигорске рассматривает апелляционную жалобу осужденных.

Подробно о преследовании мы рассказывали в материале: «Одно из самых массовых политических дел в истории России».  
На вчерашнее заседание приехали адвокаты Асхаб Ужахов (защищает Малсага Ужахова), Магомед Абубакаров (Барах Чемурзиев), Басир Оздоев (Багаудин Хаутиев, Барах Чемурзиев) и общественные защитники Валерий Хатажуков (Барах Чемурзиев) и Руслан Муцольгов (Багаудин Хаутиев).
В самом начале заседания адвокатесса-дублёрка Алёна Бурым, которую назначили представлять интересы Хаутиева, заявила ходатайство об освобождении от участия, так как она занята в другом процессе. Суд удовлетворил ходатайство. Ещё один адвокат по назначению отсутствовал по болезни.

Выступление Абубакарова

Как и на предыдущих заседаниях 6 и 7 июля, в прениях выступал Адвокат Магомед Абубакаров. Он начал с напоминания, что в прошлый раз зачитывал приговор и остановился на 87 странице. При этом адвокат так и не нашёл никаких доказательств тому, что подсудимые организовывали насилие, а также создали или участвовали в экстремистском сообществе.
Абубакаров продолжил поиски доказательств вины в показаниях других свидетелей:
  • Депутат ингушского парламента Бей-Али Евлоев рассказывал, что там сфальсифицировали итоги голосования по земельному соглашению. Об этом он и другие депутаты сообщили в октябре 2018 года жителям республики, собравшимся на стихийный митинг. Этот же депутат утром 27 марта 2019 года приехал на несанкционированный митинг и обратился к митингующим с просьбой не поддаваться на провокации. Евлоев подтвердил, что накануне, вечером 26 марта, Барах Чемурзиев объявил людям на площади, что санкционированный митинг завершился, и ушёл оттуда.
«Каким образом мой подзащитный организовал насилие, если, согласно этим показаниям, он оттуда ушёл и его там не видели? Чемурзиеву и Барахоеву наоброт удалось успокоить и увести толпу с площади. Где в этих показаниях доказательства вины?»

Магомед Абубакаров

  • Заместитель начальника полиции Республики Ингушетия Алишер Боротов сообщил в показаниях, что решили начать вытеснять людей с площади в Магасе в 4 утра 27 марта — во время утреннего намаза. Адвокат считает это решение провокационными. Свидетель подтвердил, что руководство МВД вело переговоры с Ахмедом Барахоевым и другими неформальными лидерами протеста. 
  • Свидетель Майербиев знал Малсага Ужахова и Ахмеда Барахоева. По его заверению, благодаря этим людям осенью 2018 года во время протестных акций удалось избежать беспорядков.
  • Свидетель Нальгиев, двоюродный брат Исмаила Нальгиева наблюдал со стороны за митингом в марте 2019 года. Никаких лозунгов он не видел, призывов не слышал, ночью на площади не был.
  • Свидетель Оздоев, депутат ингушского парламента, также ничего не сказал против обвиняемых и подтвердил, что протесты в республике спровоцировало незаконное соглашение по административной границе с Чечней. Сам депутат голосовал против него. Как и другие депутаты, в муфтият на встречу с избирателями он пришёл добровольно — никто его ни к чему не принуждал. Призывов нарушить закон со стороны подсудимых он не слышал. Показания, данные на следствии, Оздоев подтвердил частично. Он указал, что следователь недостоверно отразил его показания, но и в них ни о какой организации насилия депутат не говорил
  • Свидетель Дауд Хучиев, общественный деятель, назвал соглашение о передачи земли антиконституционным, что и вызвало возмущение народа осенью 2018 года. По его словам, второй митинг в марте 2019 года спровоцировала попытка изменить республиканскую Конституцию. Он считает, что подсудимые хотели избавиться от некомпетентного руководства, но никаких экстремистских лозунгов он не видел и не слышал. Хучиев сам в июне 2018 года организовывал акцию протеста, за что его привлекли к административной ответственности. Он не подтвердил показания, которые дал на следствии. Хучиев сказал, что дал в них субъективную оценку подсудимым, потому что в тот момент испытывал личную неприязнь к некоторым подсудимым.
  • Свидетель Михаил Полищук, замминистра МВД по Ингушетии 27 марта 2019 года вёл переговоры с Ахмедом Барахоевым и Мусой Мальсаговым. Они говорили, что люди не уйдут с площади, так как митинг законный. Они подали заявку в правительство на его продление и ждали ответ. Подсудимые надеялись, что митинг разрешат продолжить 27 марта. Но так как Полищук настоял, что митинг незаконный, Барахоев сказал, что уйдёт. Полищук попросил его остаться, чтобы он успокаивал людей. Митингующие, по его словам, просили дать им время для принятия решения, поэтому ему казалось, что они не хотели уходить, а тянули время и ждали, что подойдет больше людей. Он рассказал о столкновениях, которые, по его мнению, стали неожиданностью даже для самих подсудимых, которые, возможно, потом и увели людей с площади. 
  • Засекреченный свидетель под псевдонимом Аслан Евлоев знал подсудимых лишь заочно. Зарифу Саутиеву на митинге он не видел, но слышал её голос. О том, что это её голос, он знает со слов других неизвестных людей. Свидетель считает, что подсудимые являются организаторами митинга. Якобы они призывали людей прийти на акцию протеста через социальные сети и требовали отставки главы республики. По словам адвоката, эти показания ничего не подтверждают: в них излагаются предположения неизвестного человека. В них нет конкретики и непонятно, на каком митинге свидетель слышал выступления подсудимых. Показания не подтверждаются фото и видео материалами.
  • Свидетель Курейш Сапралиев, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МВД Ингушетии, подтвердил, что Муса Мальсагов и другие подсудимые оттесняли людей и просили их не оказывать сопротивление сотрудникам. Барах Чемурзиев сказал Сапралиеву, что митинг после 26 марта должны продлить. Ночью он вместе с начальником ЦПЭ просил людей разойтись, но они отказывались. Остальных подсудимых люди тоже не слушались. Свидетель не видел, чтобы подсудимые призывали оказывать сопротивление. Об организации экстремистского сообщества ему тоже ничего не известно.·   Ещё несколько свидетелей из числа духовенства республики также не дали показаний против подсудимых.
По словам адвоката, ему не удалось найти в показаниях свидетелей ни одного доказательства вины и, наоборот, очень много фактов того, что подсудимые пытались успокоить и увести людей с площади, чтобы избежать новых столкновений и насилия.
Абубакаров утверждает, что все показания свидетелей и потерпевших основаны на предположениях и не являются доказательством организации насилия и создания или участия в экстремистском сообществе.
«Больше 4 лет эти люди находятся под стражей из-за предположений, слухов и догадок» — заявил .

Магомед Абубакаров

«Попасть в Книгу рекордов Гиннеса»

Председательствующий судья Александр Духин во время заседания просил адвоката поменять тактику защиты в прениях.
«Если вы хотите попасть в книгу рекордов Гиннесса — это одно, но мы вас просим вернуться к сути прений сторон и не зачитывать приговор, мы его изучили, и нам понятно, что это ваша позиция. Мы её уважаем, но смысл?» — обратился к адвокату судья.
Абубакров ответил, что неоднократно говорил: в этом деле нет доказательств, но он не хочет, чтобы это выглядело как мнение защиты, а хочет показать суду факт того, что в приговоре нет доказательств.   
После перерыва адвокат стал подробно разбирать протоколы осмотров, в том числе изъятия предметов с места столкновения митингующих с росгардейцами, видеозаписей, сайтов, а также предметов, изъятых во время обысков. Адвокат сказал, что эти протоколы, изъятые предметы и видео ничего не доказывают, кроме того, что был митинг, что были столкновения. Эти факты защита не отрицает.
«Все лица, которые применили насилие, были установлены и осуждены. Ни один из них не сказал, что их кто-то организовывал», — сказал Абубакаров. — Ни на одной видеозаписи вы не найдёте, чтобы наши подзащитные к чему-то незаконному призывали. Этого нет»
В конце заседания председательствующий судья обратился к адвокату: «У нас к вам настоятельная просьба — скомпонуйте по блокам доказательства, которые вы считаете нужным привести суду и изложите их в течение завтрашнего дня, 3-4 часов. Как можно сказать, что мы вас ограничиваем, когда мы вас слушаем 22 часа подряд?»
Абубакаров пообещал ускорить своё выступление, заверив суд, что у него нет цели просто читать приговор.
В 20:00 судья объявил перерыв до 14 июля.

Поделиться в социальных сетях