Россия подвела итоги обзора УПО ООН. Полный текст выступления

25 МАР. 2024

Preview Image

Выступление делегации Российской Федерации 25 марта

25 марта на сессии Совета ООН по правам человека представители Российской Федерации подвели итоги в рамках Универсального периодического обзора (УПО) ООН. В рамках этого механизма все государства-члены ООН каждые четыре с половиной года проходят экспертную оценку ситуации в области прав человека.
Напомним, в октябре 2023 года Россия представила для УПО доклад. В ответ РФ получила 360 рекомендаций. Сегодня директор департамента международного права и сотрудничества Минюста РФ Екатерина Куделич отчиталась о принятых и непринятых рекомендациях. 
Ознакомиться с рекомендациями России можно в документе:

Доклад рабочей группы

Ниже приводим текст выступления Екатерины Куделич. Его также можно посмотреть в трансляции ООН.

Подведение итогов УПО Россией

Екатерина Куделич на сессии 25 марта

Хочу отметить, что власти Российской Федерации со вниманием и тщательностью подошли к изучению всех 360 рекомендаций, поступивших в отношении нашей страны в ходе защиты 4-го национального доклада в ноябре прошлого года. Мы ценим интерес, проявленный к предпринятым российскими властями шагам в правозащитной сфере, в том числе в аспекте злободневных и острых вопросов, вызвавших критические замечания. 
Из 360 рекомендаций было принято 167. Содержание этих рекомендаций Российской Федерацией приветствуется и поддерживается. Еще 35 рекомендаций приняты частично. Таким образом, можно констатировать, что российская сторона согласилась с возможностью работы по большинству высказанных в ее адрес предложений.
Однако есть и позиции, с которыми российские власти не согласны и которые не могут быть приняты по ряду причин. В частности, это противоречие содержания рекомендаций положениям действующего законодательства и основным направлением государственной политики в соответствующих областях. Ряд рекомендаций были отвергнуты по причине фактологически неверных и некорректных утверждений, которые содержались в них.
Обращает на себя внимание то, что большинство непринятых рекомендаций дублируют друг друга. Так, из 158 непринятых рекомендаций 30 посвящено специальной военной операции на Украине, 30 — ограничением гражданских свобод, прав на мирные собрания и выражения мнений, а 20 — законодательству об иностранном влиянии и деятельности нежелательных организаций, 16 — о дискриминации ЛГБТ-сообщества и 16 касались призывов к Российской Федерации присоединиться к ряду международных договоров в правозащитной сфере. 
Таким образом, с учетом дублирования отвергнутых Российской Федерацией рекомендаций — их не так много — конкретные причины и обстоятельства, в силу которых это произошло, и рекомендации были отвергнуты, положены и сведены в таблицу, которая размещена на сайте Совета ООН по правам человека. 
И в своем выступлении я хочу остановиться коротко на общих позициях, которые которых придерживается РФ по поступившим в отношении нее рекомендациям, с учетом их разделения по тематическим блокам. Так, в сфере международных обязательств в области прав человека приняты семь рекомендаций, 15 не принято. Отмечу, что среди непринятых рекомендаций по этой тематике речь идет о присоединении России к международным договорам, в которых мы не участвуем. Это конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, факультативный протокол Конвенции против пыток и факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. 
Вместе с тем ряд положений таких договоров уже имплементирован в российское законодательство либо реализован посредством участия России в других международно-правовых договорах аналогичной направленности. 
Особо в этом ряду следует упомянуть призывы России ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда, который содержался в четырех рекомендациях. Однако российские власти исходят из того, что текущая практика данного органа вызывает серьезные сомнения относительно его независимости и беспристрастности и возможности вообще в целом отнесения его к органам международного правосудия. В связи с этим говорить о том, что деятельность МУС на данном этапе пользуется универсальной поддержкой среди всех государств-членов ООН, не приходится. 
Вместе с тем Россия является участником большинства всеобъемлющих международных договоров по правам человека и изучает возможность стать участником и иных договоров в этой сфере. 
В отношении международного сотрудничества в области прав человека было принято 22 рекомендации, 14 — частично, 21 рекомендация не принята. В целом мы привержены конструктивному равноправному сотрудничеству на правозащитном направлении в рамках многосторонних и региональных структур, в том числе заинтересованы во взаимодействии с правозащитными механизмами ООН в рамках установленных мандатов. 
Россия является участником факультативных протоколов большинства правозащитных конвенций, которые предоставляют российским гражданам право обращаться и направлять сообщения о предполагаемых нарушениях в договорные органы. В ответ на многочисленные повторяющиеся рекомендации России были отвергнуты те из них, которые касались исполнения Европейского суда по правам человека — в связи с тем, что Россия перестала быть членом Совета Европы в марте 2022 года и на тех же условиях перестала быть членом Конвенции о защите прав человека. Поэтому мы не готовы исполнять постановления, вступившие в силу после прекращения данной конвенции в отношении Российской Федерации. 
Что касается законодательного и институционального обеспечения прав человека, Российской Федерацией приняты 23 рекомендаций, четыре не приняты. Отмечу, что в России совершенствуется нормативная база и институциональные механизмы в области прав человека, проводится работа по укреплению правового статуса и регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных омбудсменов. 
В сфере обеспечения гражданских и политических прав, развития институтов гражданского общества, защиты правозащитников и журналистов Россииы семь рекомендаций, девять принято частично, 53 не приняты. Данная тематика традиционно вызывает у государств повышенный интерес. Вместе с тем, многие из поступивших рекомендаций сформулированы исходя из собственного, не всегда корректного представления о российской законодательной базе в этой сфере. 
Необходимо подчеркнуть, что Россия понимает значимость гражданских прав и свобод, однако это не исключает возможность для государства устанавливать правомерные ограничения таких свобод при условии их соразмерности и соответствия современным вызовам. 
В России, как и в большинстве других стран, вводятся новые регулирования, и его логика отражает реалии современного информационного общества. Сегодня мы видим, что основные риски исходят для человека не из недостатка информации, а от ее переизбытка и нестабильного качества. В этих условиях государство и активные частные субъекты, например, СМИ и участники политической деятельности несут социальную ответственность за верификацию той информации, которая распространяется публично. 
Свобода слова предполагает воздействие субъекта, который реализует эту свободу, на окружающих. Сторона, на которую это воздействие направлена, тоже имеет права. Каждый имеет право знать об источниках достоверности и качестве полученной информации. Российское законодательство нацелено на предоставление этих гарантий, подсвечивая распространение информации в том числе лицами, находящимися под иностранным влиянием, а также устанавливая ответственность за распространение недостоверной информации, когда это создает, по мнению властей, реальную общественную опасность, угрозу жизни и здоровью граждан. 
При этом нельзя сказать, что российское регулирование в этой сфере является уникальным. Ряд государств, представители которых высказали рекомендации о необходимости его упразднения в России, задумываются над внедрением схожего правового регулирования в своих правопорядках. Более того, нельзя не отметить и то, что в ряде европейских стран запрещена деятельность, например, российских средств массовой информации. 
Аналогичной позиции Российская Федерация придерживается и в сфере по блоку равенства и свободы от дискриминации, в рамках которой было принято две рекомендации и 11 рекомендаций принято не было. 
По вопросам защиты прав национальных меньшинств и коренных народов принято одна рекомендация, одна принята частично, две — не приняты. Россия, будучи многонациональным государством, придает серьезное значение обеспечению прав всех народов и этнических групп, проживающих на ее территории, включая национальные меньшинства и коренные малочисленные народы. 
Аналогичным образом, по блоку поощрения терпимости, противодействия расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости принято две рекомендации. Пять рекомендаций не принято. В Российской Федерации имеется достаточно развитое законодательное регулирование в сфере борьбы с преступлениями на почве ненависти, в том числе и по национальным и религиозным мотивам. Подобные мотивы отнесены к обстоятельствам, отягчающим наказание, и влекут применение более серьезных мер ответственности. 
В отличие от сферы гражданских политических прав, в области обеспечения экономических, социальных и культурных прав нашей страной приняты все 27 рекомендаций. В России на регулярной основе ведется работа в сфере защиты безработных людей, с инвалидностью, людей пенсионного возраста. Усиливаются правовые гарантии многодетных семей. По вопросам противодействия насилию, в том числе в отношении женщин и детей нами приняты 11 рекомендаций, одна принята частично, семь рекомендаций не приняты. Российские власти заявляют о намерении продолжать политику совершенствования мер по предупреждению насилия и противодействия его возможным проявлениям, в том числе в отношении женщин и детей. В частности, уточняется законодательство о привлечении к уголовной ответственности за побои, в том числе среди членов семьи или близких лиц. Сотрудники полиции приобрели дополнительные полномочия по профилактике административных правонарушений в сфере семейного неблагополучия. Развиваются механизмы контроля допускающих нарушения в семейной сфере. 
В сфере защиты прав ребенка Российской Федерацией приняты восемь рекомендаций одна принята частично, девять не принято. Нельзя не отметить, что большое количество рекомендаций в рамках этого тематического блока посвящены перемещенным из зоны специальной военной операции детям.
Российская Федерация в полной мере осознает значимость защиты прав ребенка, в том числе в контексте вооруженных конфликтов, и сохраняет свою приверженность международным обязательствам в данной области и открытость к конструктивному обсуждению на различных международных площадках. В том числе такое обсуждение ведется в рамках Гаагской конференции по международному частному праву в рамках обсуждения практики применения действующих двух конвенций 80-го 96-го года: об борьбе с международным похищением детей и о юрисдикции и сотрудничестве в отношении родительской ответственности.
В области совершенствования пенитенциарной системы и системы правоохранительных органов приняты 14 рекомендаций, две приняты частично, одна не принята. В ходе защиты доклада отмечались национальные усилия по совершенствованию системы пенитенциарных учреждений и улучшению условий содержания лиц, находящихся под следствием и отбывающих наказание. Сейчас в целом пристальное внимание уделяется вопросу социальной адаптации осужденных, для чего был принят закон о пробации, целью которого является оказание помощи осужденным в восстановлении и формировании социальных связей.
В сфере обеспечения права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и противодействию торговле людьми приняты две рекомендации, четыре рекомендации приняты частично и 26 не приняты. Подавляющее большинство не принятых рекомендаций носило повторяющийся характер и касалось проведения РФ специальной военной операции на Украине. И были отвергнуты эти доводы как не имеющие отношения к принципам и целям Универсального периодического обзора.
Благодарю за внимание. 
***
От ЦЗПЧ «Мемориал»:
Если вам интересно, как обстоят дела с правами человека в России на самом деле, читайте альтернативные доклады правозащитников. Например, наши:
  • Альтернативный доклад в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам 

Поделиться в социальных сетях